Каждый ребенок индивидуален. И у каждого свой маршрут развития. Это если мы говорим о темпе, специфике развития и индивидуальных способностей, интересах и возможностях детей. В настоящее время образовательные учреждения согласно требованиям ФГОСа, должны изменить стандартные, «усреднённые» нормы и поменять на более гибкие критерии личностного развития ребенка. Любое образовательное учреждение стремится к успешности, результативности своей деятельности.
Сегодня результативностью является не обученность ребенка, не готовность его к обучению к школе, а социализация, т.е. духовные ценности, представления о мире, развитие мотивационной сферы, потребности в творчестве, достижениях.
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Чтобы «управлять» процессом развития, прежде всего, необходима информация, наиболее полно отражающая состояние этих процессов. Ситуативная диагностика не даёт целостное представление о ребёнке, не формирует «сквозные» характеристики, позволяющие оценить успешность деятельности детского образовательного учреждения.
Поэтому возникла необходимость создания такой карты индивидуального развития, которая должна помочь в длительном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, помочь определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. «Индивидуальная карта развития должна отражать личностные особенности каждого ребенка, неповторимые в своём своеобразии…» (И.С. Якиманская).
Таким образом, будет осуществляться мониторинг процесса освоения программы с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника индивидуально, так как карта развития позволяет выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, а также обеспечить полноценное социально-личностное развитие воспитанника.
В нашем детском саду принята и используется единая форма планирования, в которой отдельное место уделяется индивидуальной работе с детьми, построения предметно-пространственной среды, определение условий для совместной и самостоятельной деятельности детей. Учителя-логопеды в логопедических группах составляют на каждого ребенка "Речевую карту", которая также является индивидуальным маршрутом развития ребенка. Также, рабочей группой педагогов детского сада была разработана карта развития ребенка, которая поможет получить объективные данные о личностном развитии, обеспечит накопление банка данных о каждом ребенке с момента его зачисления в ДОУ, с целью выявления личностных особенностей. У педагогов появится возможность при использовании карты выстраивать индивидуальную траекторию развития в соответствии с личностными способностями и интересами ребенка. На Педагогическом совете рабочая группа представила множество возможностей и преимущества ведения карты в электронном варианте; более подробно остановились на механизме ежедневного педагогического наблюдения за детьми, который лежит в основе оценки результатов педагогической деятельности через показатели развития ребенка, как достижение целевых ориентиров. Таким образом, у педагогов ДОО было сформировано понимание, как благодаря карте индивидуального развития ребёнка с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника будет осуществляться мониторинг развития каждого ребенка.
Индивидуальная карта развития дошкольника разработана на основе:
- Планируемых целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, взятые за основу из ФГОС.
- Возрастных психических особенностей детей, которые лежат в основе социально-личностного развития ребенка в целом.
Говоря о личностно-ориентированном подходе, нельзя не обратить внимание на способы и направления поддержки детской инициативы.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, взрослые – и педагоги, и родители, должны подкреплять детскую инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, поскольку, развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе.
Способы поддержки инициативы детей:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
- Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с детьми (индивидуального маршрута развития воспитанника)
Направления поддержки детской инициативы
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.