Цель антикоррупционного воспитания в системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования ценностных установок и развития способностей, необходимых для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций позиции неприятия неправомерного поведения. ФГОС дошкольного образования отмечает важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
1) Анализ практик семейного воспитания по данному вопросу.
2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
3) Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
4) Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:
Младший дошкольный возраст: Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание по сильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Имена и фамилии членов семьи. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Старший дошкольный возраст: Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.