Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются
1.организационно-методическая работа с кадрами,
2.инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с кадрами:
- формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
- совершенствование форм и методов работы с детьми;
- организация различных видов деятельности с детьми;
- разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
- организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
- проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
- консультации для педагогов, родителей, обучающихся;
- размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
- уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы.
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.
- Человек – член общества.
3. Взаимоотношения человека с другими людьми.
- Культура общения.
5. Уважение к чужому мнению.
- Человек – создатель и носитель культуры.
- Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
8. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
- Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
10.Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
11.Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
В соответствии с ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.
Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от- ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной области Речевое развитие можно использовать:
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:
И. А. Крылов «Чиж и голубь»,
Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек»,
Н. Артюхова «Большая береза»,
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»,
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков «Аленький цветочек»,
В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы»,
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский «Растрепанный воробей»,
И. Токмакова «Это ничья кошка»,
В. Осеева «Синие листья», «Печенье»,
М. Зощенко «Не надо врать»,
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки:
«Сивка-бурка»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка»,
«Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы:
«Хорошо тому добро делать, кто его помнит»,
«Рука руку моет, и обе белы живут»,
«Милость велика, да не стоит и лыка»,
«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди»,
«Худого человека ничем не уважишь»,
«Лучше не дари, да после не кори»,
«Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль»,
«Плохо не клади, вора в грех не вводи»,
«Не в службу, а в дружбу»,
"Гол, да не вор; беден, да честен",
"Честное здравствование сердцу на радость",
"И не велика беда, да честна",
"Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд",
"Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью",
"Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом",
" Не красив собой, зато честен душой",
"Честных почитай, а гордых презирай",
" Честное дело не таится",
"Честный спит крепче",
"Не в силе честность, а в правде",
"Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный",
"Честность всего дороже",
"Честные глаза вбок не глядят",
"Где правда, там и счастье",
"Раз солгал – навек лгуном стал"
"Соврешь не помрешь – да впредь не поверят",
"У лжи короткие ножки",
"Лучше горькая правда, чем сладкая ложь",
"Жизнь дана на добрые дела"
Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)
Что такое совесть? Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела
– Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет, Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.
В образовательных областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.