(публикация в сборнике материалов Конференции
"Инновации в системе образования Кировского района Санкт-Петербурга: ресурсы и возможности".
Авторы: Ю.О. Таланова, А.С. Платонова, И.К. Якушева. 2011/2012 уч.г.)
Согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009г.), одно из 4-х направлений развития ребенка определяется как познавательно-речевое. Еще одно положение ФГТ диктует отход от учебной деятельности в пользу совместной деятельности взрослого и ребенка. В этом смысле, актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и продуктивная, построить воспитательно-образовательный процесс. Развитие речи и познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Для детей логопедической группы этот метод позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, улучшается грамматический строй. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны (например, проект «Все дело в шляпках», «Елка», «День Благодарения или день спасибо»). В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе, проекты делятся на игровые, творческие, познавательные и др.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочными и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Проект – это «пять П»:
- Проблема,
- Проектирование (планирование),
- Поиск информации,
- Продукт,
- Презентация (защита).
Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Последний этап проекта — презентация (защита) — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога, социального партнера.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Целью ОЭР является объединение содержания образования из различных областей знаний через совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей.
Задачи ОЭР:
1.Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей через развитие творческого мышления.
2.Включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
3.Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
4.Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность метода проекта.
5.Обеспечение педагогической и психологической экологичности взаимодействия детей и взрослых (педагоги, родители).
6.Разработка и реализация педагогического общения и консультирования в сетевом режиме (интернет как ресурс).
7.Создание и публикация методических материалов, адресованных педагогам и широкой общественности.
8.Создание благоприятной предметно-развивающей среды, для познавательно-речевого развития детей, обогащение наглядных средств и организация образовательного процесса с учетом ведущего сенсорного канала.
9.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную, творческую работу в инновационном режиме.
10.Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по организации проектной деятельности.
11.Внедрение в образовательную практику медиатехнологий.
Планируется проведение четырех этапов, включающих аналитико-диагностический, проектировочный (планирование), этап реализации (содержательный), контрольно-оценочный (итоговый). Планируемые результаты первого этапа – разработанные локальные акты, собранная картотека информационных и диагностических материалов по теме. Результатом второго этапа станет план внедрения метода проектов в образовательное взаимодействие педагогов, детей, родителей и социальных партнеров. Третий этап позволит собрать и оформить имеющиеся методические разработки для подготовки основы будущего УМК «Познавательно-речевое развитие дошкольника через метод проекта». На четвертом этапе планируется издание этого комплекса и распространение опыта среди ДОУ района и города.
Конечным продуктом ОЭР станет учебно-методический комплекс (сборник методических рекомендаций, система работы, модели планирования, примеры проектов, описание опыта внедрения и распространения метода проектов в условиях трехкорпусного детского сада с учетом специфики работы в общеобразовательных и коррекционных группах ДОУ).
Ресурсное обеспечение ГБДОУ детского сада №36 отражает готовность к ведению ОЭР. Кадровый состав укомплектован высококвалифицированными специалистами (всего 40 педагогических работников, включая заведующую, зам. зав. по УВР, ст. воспитателя, педагога-психолога, 28 воспитателей, 4-х учителей-логопедов, 2-х музыкальных и 2-х физкультурных руководителей). Педагоги ежегодно повышают свой профессиональный уровень через участие в конкурсах, семинарах, методических объединениях, конференциях и обучаясь в институтах Санкт-Петербурга, ИМЦ, АППО.
Бюджетное обеспечение детского сада и материально-техническая база, соответствуют задачам планируемой ОЭР. Детский сад имеет 3 разноудаленных корпуса, в которых есть оборудованные кабинеты учителей-логопедов, изостудия, 3 физкультурно-музыкальных зала, игровые групповые помещения, 2 детских IBM компьютера, демонстрационное и медиа-оборудование.
Для определения слабых и сильных сторон работы детского сада, и влияния на них внешней и внутренней среды, рабочей группой был произведен SWOT-анализ, который помог определить отправную ситуацию. А мониторинговые исследования – оценить показатели динамики результатов детей, повышение профессионально-компетентного уровня педагогов, уровень удовлетворенности родителей, качество научно-методической деятельности, результативность распространения опыта.