Уважаемые гости и родители, здравствуйте!
Я - Елена Анатольевна Кривицкая, педагог-психолог детского сада.
Образование: Институт специальной педагогики и психологии. 2023г.
Диплом о высшем образовании: Программа: «Практическая психология» со специализацией в области психологической помощи в социальной сфере. Квалификация: Психолог.
Свою деятельность я строю на основе Рабочей программы.
Очень приятно, что вы проявили интерес к нашему детскому саду и нашли время для знакомства в сети интернет. Я понимаю это как то, что вы ответственные, любящие и заботливые родители, которые внимательно относятся к потребностям своего ребенка и хотят дать ему самое лучшее.
Наш детский сад – удивительное и интересное место, но не у каждого ребенка получается сразу принять все то хорошее и замечательное, что может дать дошкольное учреждение - детский сад. С детьми и родителями я работаю уже более десяти лет. Начиная с первой встречи с родителями на родительских собраниях, я стараюсь помогать вам преодолевать трудности в адаптации к новой жизни в детском саду.
Позвольте познакомить вас с направлениями моей работы в дошкольном учреждении:
- Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников:
- Воспитание и развитие детей от младенчества до юности;
- Семейные отношения (братья, сестры, родители, бабушки, дедушки)
- Готовность к детскому саду, школе;
- Трудности взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Эмоциональные состояния: агрессивность, страхи, тревога, замкнутость, возбудимость, плаксивость и их коррекция.
- Знакомство и выдача рекомендаций родителям по результатами плановой диагностики в детском саду
- Оказание психологической или другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья:
- Коррекционно-развивающая работа с детьми в малых группах по программе "Хочу и могу".
- Диагностика личностных и интеллектуальных особенностей детей
- Индивидуальная работа с детьми
Психологические исследования и опросы проводятся с помощью следующих методик:
- Анкета Захарова А.И. «Нервность». Детские неврозы, М.: 1995.
Цель: Изучение уровня развития эмоциональной сферы ребенка - дошкольника.
Задачи: Выявление внутренних эмоциональных и личностных проблем в развитии и взаимопонимании между родителями и детьми в семье и определении проблем в поведении дошкольников.
Ожидаемый результат: изучение эмоционального напряжения, улучшение процесса адаптации к условиям ДОУ вновь поступивших детей.
- Цветовой тест отношений Ковина Т. Е., Колеченко А. К., Агафонова И. Н. УПМ 1996.Ожидаемый результат: через ассоциативное восприятие цвета получить данные не только об осознанном, но и о неосознанном влиянии окружения для составления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Цель: Выявление детей, плохо адаптирующихся к условиям детского сада. Составление рабочих групп для проведения коррекционно-развивающей работы.
- Лесенка Успешности Дембо-Рубинштейн; Немов Р.С. Психология, т. 3. М.: Владос, 1999.Задачи: оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки ребенка в целом.
Ожидаемый результат: получение данных для формирования групповых занятий по повышению интереса к учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Цель: изучение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом (выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости частных и общей самооценки).
- Выбери нужное лицо Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен; Немов Р.С. Психология, т. 3. М.: Владос, 1999.
Цель: Изучение уровня развития эмоциональной сферы ребенка - дошкольника.
Задачи: Определение уровня эмоциональной тревожности. Выявление различных отклонений в психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного обследования.
Ожидаемый результат: получение данных об эмоциональном опыте ребенка в данной (и подобной ей) ситуации; о приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
- Социометрия Дж. Морено; М.: Владос, 1995.Задачи: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Цель исследования: Изучить неофициальную структуру социальной группы, царящую психологическую атмосферу в группе, эмоциональные связи.
Ожидаемый результат: получение данных (моментальный срез), на основе которых можно сделать вывод о росте уровня удовлетворенности детей в общении, внутригрупповых отношениях, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
- Исследование развития психических функций детей. Диагностический комплект. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998г.Задачи исследования: Определение уровня развития психических функций детей с учетом возрастных особенностей. Установление причин высоких и низких оценок. Выявление различных отклонений в психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного обследования.
Ожидаемый результат: выявить отдельные особенности свойств психических функций.
Цель исследования: Изучение уровня развития психических функций ребенка - дошкольника.
Проблема готовности к обучению в школе актуальна сегодня в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него особой реакции – новых форм поведения, определенных умений и навыков. От того, насколько ребенок подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.
У малыша резко меняется весь его окружающий мир – режим дня, поведение, ломается привычный образ жизни, появляются школа, уроки и обязательное многочасовое коллективное общение. И что самое важное – меняется социальный статус дошкольника – теперь он школьник и у него появляются новые серьезные обязанности, для выполнения которых необходимы ответственность и усидчивость. Также первоклассник должен в поведении соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь выстраивать контакты со сверстниками и проявлять навыки самостоятельности.
Так как же понять, что ребенок готов к обучению в школе? Понятие школьная зрелость означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Готовность к обучению в школе включает в себя несколько аспектов, тесно связанных между собой.
- Интеллектуальная готовность – приобретение ребенком необходимого запаса знаний об окружающем мире, понимание общих связей, принципов, закономерностей. Также это развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе только по этому уровню – наиболее распространенная ошибка учителей и родителей, усилия которых направляются на вложение в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество. Необходимо развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, сопоставлять, сравнивать, выражать отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
К шести годам постепенно оформляются элементы волевого действия: ребенок ставит цель, намечает план действий, исполняет его. Но все эти компоненты ещё недостаточно развиты. Родители могут помочь формировать у детей умение преодолевать трудности, хвалить в случае успеха.
Управление поведением связано со способностью контролировать поступки усилием воли. Ребенок учится слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, использовать образец, удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
- Социально-психологическая готовность – наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Учебная деятельность – деятельность коллективная, ее успешное развитие становится возможным при наличии дружеского и делового общения его участников, умения объединить усилия для достижения общей цели.
- Функциональная готовность – соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно координированных движений руки.
- Мотивационная готовность – желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника.
Одна из наиболее значимых потребностей в этом возрасте – познавательная потребность, т.е. интерес к процессу познания. Уровень развития этой потребности является одним из показателей психологической готовности к школе.
Познавательный процесс складывается постепенно. В начальной школе сложнее будет не тем детям, у которых небольшой объем знаний и навыков, а тем, у которых не сформировано желание думать и решать задачи. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют родители. А у детей, не получивших необходимого общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.
- Волевая готовность – способность ребенка включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять школьные правила.
Сложно сказать, какие из перечисленных факторов готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых качеств может привести к сложностям. Родители могут помочь начинающего школьнику, если будет верно определена причина его трудностей. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода.
Устойчивое положительное отношение к школьному обучению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Родители окажут большую помощь воспитателям, учителям, школе в целом, а в первую очередь своим детям, если будут формировать у будущего школьника только положительное отношение к учебе и школе, поощрять желание учиться.
Лето – это особое время для детей, особенно для дошкольников, чей организм активно развивается и нуждается в восстановлении. Несмотря на то, что детский сад предоставляет занятия и социализацию, летний отдых вне его стен имеет важное значение для физического, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Давайте рассмотрим научные и педагогические аргументы в пользу того, что дошкольникам полезнее проводить лето на природе, в кругу семьи или в загородных лагерях, а не продолжать посещать детский сад.
Во первых - это физиологическая необходимость летнего отдыха. У детей укрепляется иммунитет, ведь детский сад – это место с высокой концентрацией детей, что увеличивает риск инфекционных заболеваний. Летом важно минимизировать этот риск, позволяя организму восстановиться. Также дети на природе получают много солнечного света, который способствует выработке витамина D, укрепляются кости и иммунная система. Свежий воздух снижает частоту респираторных заболеваний, а физическая активность на природе (бег, плавание, игры) улучшает работу сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Отдых вне детского сада необходим для профилактики переутомления. Даже у дошкольников бывает хроническая усталость из-за шума, строгого режима и необходимости подстраиваться под коллектив (1). Летний отдых позволяет: снизить уровень кортизола (гормона стресса), нормализовать сон и восстановить эмоциональный баланс.
Во-вторых – это психологические и когнитивные преимущества летнего отдыха.
У детей лучше развивается эмоциональный интеллект. В детском саду ребенок находится в рамках строгих правил, что ограничивает его самостоятельность. Летом у него появляется возможность: свободно играть, развивать свою креативность (2), исследовать мир без жесткого контроля, что формирует любознательность (3), а также укреплять семейные связи, что повышает чувство безопасности (4).
Отдых на природе способствует снижению стресса и профилактике эмоционального выгорания. Исследования показывают, что даже у детей 4-6 лет может наблюдаться синдром эмоционального выгорания из-за перегрузки в саду (5). Летний отдых помогает: снизить тревожность, улучшить настроение и повысить мотивацию к обучению осенью.
В-третьих - это альтернативы детскому саду летом:
- Отдых на природе (дача, деревня, лагерь). Загородные поездки улучшают аппетит и сон, а игры с песком, водой, растениями развивают сенсорное восприятие.
- Совместный семейный отдых. Путешествия расширяют кругозор, а совместные прогулки и игры укрепляют доверие между родителями и детьми.
- Тематические летние занятия (без строгого режима). Культурные мероприятия (музеи, выставки), спортивные секции на свежем воздухе.
Летний отдых для дошкольников – это не просто перерыв в посещении детского сада, а важный этап в их развитии. Он способствует укреплению здоровья, снижению стресса, развитию самостоятельности и эмоционального интеллекта. Родителям стоит максимально использовать это время для оздоровления ребенка, а не стремиться к продолжению "садовского" режима.
Список источников:
- Захаров А.И.(2017)
"Происхождение детских неврозов и психотерапия". - М.: Эксмо. (Глава 7 "Неврозы у детей дошкольного возраста", с. 203-245) - Эльконин Д.Б.(2018)
"Психология игры". - 2-е изд. - М.: Владос. (Глава 4 "Развитие игры в дошкольном возрасте", с. 145-192) - Леонтьев А.Н.(2020) – «Деятельность. Сознание. Личность» (переиздание).
- Петровский А.В.(2019) – Возрастная психология.
- Гуревич К.М.(2021) "Эмоциональное выгорание у дошкольников: диагностика и профилактика" // Вопросы психологии. - 2021. - №3. (см. с. 48-50 о признаках выгорания)