ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
198095, Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 4 лит. А
+7 812 2527690
dou36.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ

talanova

ПРИВЕТСТВУЮ ВАС НА СВОЕЙ СТРАНИЧКЕ!

Меня зовут Юлия Олеговна Таланова.

Я старший воспитатель детского сада №36, педагог высшей квалификационной категории. Отвечаю за организацию учебно-воспитательного процесса, за повышение квалификации педагогического коллектива и развитие детского сада вцелом.

Имею высшее педагогическое образование. В 1997 году окончила Российский Государственный педагогический университет имени А.И. Герцена по специальности - «Сурдопедагогика», квалификации – сурдопедагог.

Начала свою педагогическую деятельность с 1997 года. В детском саду №36 работаю с 01.09.2003 года. Имею отраслевую награду Министерства образования и науки Российской федерации - почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации" (Приказ № 497/к-н от 28.03.2012).

Сведения о пройденных курсах:

Год окончания

Название учреждения

Образовательная программа

 2023  ООО ИОЦ "Северная столица"  "Повышение квалификации педагогических работников ДОО по внедрению и реализации Федеральной образовательной программы"
 2023  СГКУ ДПО "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" "Пожарная безопасность объекта защиты"
2022 ГБУ ДПО "Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий" "Информационно-образовательная среда (ИОС) ДОО"

2020

СПб АППО

"Управление дошкольной образовательной организацией в условиях осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения"

2018

ООО ИОЦ "Северная столица"

"Профессиональная компетентность педагога ДОО в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом "Педагог"

2017

ООО ИОЦ "Северная столица"

"Использование информационно-компьютерных технологий в работе педагога ДОО в контексте ФГОС ДО"

Пусть моя страничка послужит копилкой разного рода информации о дошкольном воспитании, аттестации педагогических кадров, сотрудничестве с семьей, здесь будут варианты консультаций, учебно-методические разработки, возможно даже конспекты совместной деятельности с детьми, опирающиеся на различные образовательные технологии. Удачи мне и добро пожаловать всем!

Тренинговые упражнения в коррекционной работе с детьми

13 мая 2024 года на базе нашего детского сада проходило районное методическое объединение педагогов коррекционных групп.

Мы рассматривали тему использования тренинговых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Предлагаем вам познакомиться с содержанием встречи:

Презентация (скачать)

Текст к презентации (скачать)

Программа РМО (скачать)

Перечень рекомендуемой литературы и электронных источников (скачать)

Самоанализ педагогической деятельности (в рамках подготовки к КПД)

Встреча со старшим преподавателем кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования – Шиленок Татьяной Александровной. Преподаваемые Татьяной Александровной дисциплины: теория и методика дошкольного образования; экологическое образование дошкольников; здоровьесберегающие технологии в детском саду. Поэтому редакции журнала хотелось задать множество вопросов, главный из которых «Как вырастить здорового ребенка?».

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, а миссией года - признание особого статуса наставнической деятельности. Поэтому решено было организовать встречу со старшим преподавателем кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования Т.А. Шиленок. Встреча представляла собой не традиционное заседание, а живое общение. Вопросы для встречи тщательно подготавливались. Мнение педагога-наставника о том, как сохранить и приумножить лучшие традиции воспитания детей и сохранения их здоровья, было интересным и особенным.

Наша встреча состоялась в праздник наступающей весны. Может быть это, а может  разговор с невероятно доброжелательным, открытым человеком, старшей коллегой настроил всех нас и подарил непринужденную атмосферу, в которой два часа пролетели мгновенно. За это время произошли и передача опыта и совместное размышление над волнующими вопросами воспитания детей – работала универсальная технология наставничества, взаимосвязь людей различных поколений.

- Татьяна Александровна, мы готовились к встрече с Вами и искали информацию о Вас,  о том, что Вам интересно. Однажды Вы сказали, что любите путешествовать, что у Вас шесть любимых внуков, что Вы любите жизнь и что Вы влюблены в дошкольное образование.

- Люблю! Я вошла в здание вашего  дошкольного учреждения и сразу почувствовала себя в детстве,  потому что сама выросла в детском саду № 38  Смольнинского района. Сегодня это территория Центрального района. Тогда это улица Кирилловская,   где детский сад также занимал два этажа.

Такие же  небольшие раздевалки,  запах старого здания, но при этом  какое то тепла и в действительности на меня может быть обидятся современные детские сады, где и широкие окна и огромные группы и бассейны и самые разнообразные комнаты и конструкторы,  которые можно развернуть на всю группу и вывести за двери группы, но определенная культура Санкт-Петербурга или Ленинграда, она все таки сохраняется в этих дошкольных учреждениях, где есть  тепло и  уют.

- Как домашняя атмосфера, да?

- Да. Такая атмосфера и  место,  где тебя встретят, где ты почувствуешь, что это  какая-то своя,  дружественно настроенная команда, причем команда людей заинтересованных в определенных действиях, в данном случае направленных на  воспитание  и оздоровление детей. Я родилась в 1951 году, и понятно, что с 1955 года я «детсадовец». А там до этого  еще и ясли, потому что мама работала  в  детском саду. Мама у меня родила пятерых детей и мы, последние двойня, родились уже в 1951 году, после войны, а трое  старших - до войны. И разница у меня со старшими братьями и сестрами 20 лет. Практически поэтому у меня было много «пап, мам», но зато мы были двойня, которую обихаживала вся остальная семья. Мама работала в детском саду сначала воспитательницей, потом перешла в разряд няни детского сада. Все мое детство, где- то до 16 лет, прошло в детском саду. Так, с мамой я выезжала каждый год на дачу с детским садом. Были дачи детских садов и в Вырице, в Мельничных ручьях,  в Зеленогорске.

Детский сад – это было родное место, где я выросла. И так получилось, что после педучилища №4  отправилась работать в детский сад. И работала более 9 лет воспитателем детского сада, потом методистом в детском саду, заведующим детского сада, районным методистом, городским методистом. Городской  дошкольный кабинет в 90-е годы прошлого столетия перешел в рамки Института усовершенствования учителей, который тогда  уже являлся  Университетом  педагогического мастерства. Но у меня тогда были определенные научные интересы и я перешла на кафедру дошкольную, она только открылась, но, к сожалению, просуществовала один год. Наталья Николаевна Кондратьева – руководитель этой кафедры, это мой научный руководитель.

Когда её не стало, у меня осталось ее дочка. Она влилась в мою семью, и у меня появился еще ребенок, четвертый, к моим трем. Поэтому сейчас у меня 6 внуков: шесть  своих и трое с ее стороны. Самое интересное, что все с удовольствием  ходили в детский сад и продолжают сейчас это делать.

Некоторые закончили тоже педагогический, то есть вот и  эта направленность есть. Итак, поэтому меня вопросы,  связанные с человеком и его здоровьем  интересовали всегда, как   профессиональные,  так и личные  с позиции сегодняшних детей.

Почему, в действительности, здоровье разное? Хочу сказать, сегодня наблюдается иногда позиция многих родителей о том, что лучше оставлю дома, чем поведу в детский сад. И такое наблюдается. Вот сейчас, только что была в достаточно крупном дошкольном учреждении. Вроде бы все условия  красивые, группы хорошие, но деток не так много. И воспитатели говорят, что родители позвонили утром в пятницу и говорят: мы оставим сегодня дома. Согласитесь, вроде бы и причин нет и  заболевания, но родители готовы, чтобы ребенок остался дома. Видимо есть с кем ему посидеть. И вот это сокращение недельки, уменьшение. Некоторые родители говорят, что в понедельник не разбудить после субботы, воскресенья, такая бурная жизнь была, что пусть поспит еще. И только в понедельник, вторник, среда, четверг ребенок иногда идет в детский сад. Согласитесь, что родитель может мотивировать это состоянием здоровья,  но, может быть, я не очень права буду, но мне никогда даже хочется сказать, что все зависит от состояния уже семейного здоровья. Да?

- Да, и у нас так бывает. Можно сказать, дети учатся так манипулировать. Например, мама вышла в декрет и уже у них договоренность, что в пятницу старший ребенок не посещает детский сад, или посещает до обеда.

- Согласитесь, мы может быть не очень,  я так говорю, в сегодняшних условиях когда мама и папа в чем то отдалились от детей. Вы согласны, что дома они часто общаются по телефону с друзьями, они сидят, общаются с блогерами, может быть в закупочных компаниях, или в дружеской компании обдумывают как проведут последующие выходные, и в это время они не с ребенком. И так получается, что вроде бы и родители дома, но ребенок не с ними, он сам по себе.

- Такая семья, со временем, к сожалению, порождает такого же ребенка.

- Да, увы.

- Татьяна Александровна, если бы вам предложили сменить род деятельности, вот уйти  из педагогики, перестать заниматься теми направлениями, которые Вы выбрали. Что бы это было?

- Это интересно. Вы знаете, мне очень нравится, допустим, направления, связанные с дизайнерской деятельностью, с творчеством. Что-то можно преобразовывать, может быть, для этого не нужно что-то такого сложного, но это направление мне нравится.

 - Писательская деятельность, может быть, нет?

- Писательская? Может быть. У меня достаточно много мыслей по поводу того, что надо это записать, потом, так, нет, времени не хватает. Нужно сесть. Я смеюсь, сегодня совершенно точно это можно сделать, потому что многие писатели, работающие в каких - то таких направлениях, они сегодня договаривается со своим телефоном собственным, наговаривают, исправляют. Но честно признаюсь, что времени катастрофически не хватает для каких - то таких моментов, потому что работа на кафедре отнимает очень много времени, именно твое личное время, которое можно использовать для своих каких - то семейных или вы таких, может быть, желаний и воплощений.

-Вернёмся к вопросу о семье, здоровье семьи и воспитанию здорового ребенка. Если какой-то универсальный совет? Или попробуйте что-то такое пожелать родителям, которые хотят вырастить здорового ребенка, но которые тонут в море тех возможностей, которые предлагает наша современность. Море кружков, секций, открытость доступа к разным ресурсам. Вот чтобы Вы порекомендовали им? Напутственное слово или универсальный совет.

- Мне кажется, что здесь родители мало предлагают своим детям возможности где - то себя попробовать. Несмотря на то, что выбор огромный, все - таки в большей степени родители ориентированы на какой - то свой личный опыт или опыт друзей. Исходя, из этого и  предлагают ребёнку.  Потребности ребенка и его желания тоже можно помогать ему,  формировать. Потому, что если не предоставлять возможности для интересов ребенка, не поддерживать его интересы, то они будут достаточно однообразны и односторонние. Это может быть не даст ему возможность самому удовлетворить свои потребности в разных направлениях.

- Помните, коллеги, высказывания цитаты Юлии Борисовны Гиппенрейтер, которая говорила как раз те самые слова: ребенку надо предоставлять выбор. Ну и что, что он выбрал сегодня фото, завтра танцы, послезавтра спорт, потом еще что-то… Вы поддерживаете её точку зрения?

-Мне кажется, что это возможность ребенку увидеть, что такой огромный ресурс у него есть. И можно себя попробовать и что-то на этом пути обязательно заинтересует.

-  Но не получится ли  так,  что это будет бесконечное  перебирание. И вместо того, чтобы ребенок, каким-то образом, где там остановился подольше, возможно где-то начал что-то делать, а не просто знакомиться с чем-то. Он наоборот упустит возможность где-то в чем-то себя выразить.  Потому что он будет думать: ну ладно тут не получилось, я пойду дальше. Без труда уходит.

-Нет, мне кажется, что как раз,  если эти направления ребенок выбирает, роль взрослых заключается в том, чтобы он продемонстрировал вместе с ребенком, что над тем что ты хочешь что-то получить, нужно потрудиться. Вот это вот позиция, что не всё  достается тебе так легко и быстро, что для этого ты должен применить свои где-то возможности ума, где то ловкость, где-то терпение, где-то разные возможности своего тела и организма. Ты должен это сделать сам! Никто за тебя это не сделает. К  сожалению, родители не всегда поддерживают и помогают  пройти ему эти ступенечки. И преодолеть состояние, что это не так легко. Если ты хочешь в этом направлении расти развиваться, какой-то опыт приобрести. И возможно получить потом успех в этом деле.

-Не у каждого из родителей есть возможность. Именно даже не финансовой, потому что многие кружки они бюджетные.  Спортивные секции - они все равно имеют возрастные критерии. Если ты сейчас не попал в какой-то вид, то попадешь туда на коммерцию.

-У меня был такой, в собственной семье, такой вот опыт с моей дочерью. Моя дочь мою внучку старшую, ей сейчас  10 лет, отправила в 1 класс. Перед тем, как отправиться в 1 класс, школы сегодня предлагают подготовку ребенка к школе. Вот, допустим, они платили за месяц обучения  в размере 5000.Ребёнок ходил до весны. Начала ходить в 1 класс. Прошло  полгода, я занимаюсь с Алисой и вдруг я обнаруживаю, как бабушка, что Алиса не читает. Я обратилась к собственной дочери с вопросом, как же так, прошло полгода, а вы не помогли ребенку научиться читать. Мне дочь ответила, что внучку учили на подготовительных курсах, я же платила за неё. Я ей говорю: ты платила за подготовку ребенка к школе, но никто тебе не обещал, что ребенок начнет читать. Читать он должен начать тогда, когда ты рядом сядешь, и будешь слышать произнесенные звуки. Ты покажешь, как буквы друг за друга цепляются, каким образом их соединять. Только тогда, когда ты рядом с ней посидишь 1 день, 2 дня, все эти полгода. Только тогда у нее появится умение читать. Надежды сегодняшней семьи на то, что они заплатили и у ребенка все получится это так и останется надеждой, но они не реализуются. Все -  таки  рядом должны быть родители, которые помогут ребенку войти в этот мир других совсем действий, с которыми он не встречался, возможно, в детском саду.

- Сейчас все изменилось. Раньше говорили: в школе научат. А в школе не научат. Упущенное время, когда другие начнут работать над техникой и скоростью чтения, вы будете только учиться читать. Многие дети до детского сада  листали книгу только чтобы посмотреть картинки. В основном это произведение увидели в мультфильмах и хорошо знают о том, что оно есть. Ребенок готов к тому, что ему все время будет мелькать вот эти картинки и эту серию он всю знает. Нет, он узнает об этом, только тогда, когда  сам попробует.

 Допустим сегодня, есть идея, чтобы дети сами создавали мультфильм. Элементарный. Какие-то предметы начинают двигаться на столе. Сегодня с помощью мобильника это можно делать. Положила предмет, дорисовала ему ручки и ножки и вдруг он ожил. Я привожу пример,  когда ребенок сам потрудился, он это сделал и у него это получилось.  Результат видит, видит, что получилось как в  мультфильме.

Коллеги, мы вернулись к тому, чтобы ребенок потрудился. А сегодня, к сожалению слово «труд»  из практики  работы педагога дошкольного учреждения было  вообще  выброшено. Его почти не произносили. В школах то же самое.

- Ушли очень многие традиции. Идет такая подмена хороших традиций, ценностей на только то, что не свойственно даже нашей культуре. И иногда окунуться и познакомиться с другой культурой -  это, безусловно, полезно и замечательно, никто не отрицает этого. Я хочу сказать о том, что нельзя подменять эти ценности.

- Давайте поговорим о традициях воспитания ребенка в плане здоровьесозидающей среды, формирующих ценностях.

- Тут, мне кажется, нужно сегодняшней семье, да и нам вместе с вами посмотреть, какие замечательные традиции мы не взяли с собой сегодня для воспитания ребенка.  Приведу вам всем пример: посмотрите, слово «закаливание» разве сегодня только родилось? Вспомните слова из песни «Закаляйся, как сталь». А перед этим еще самые разнообразные лесгафтавские (Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) закаливающие мероприятия, то есть начала 20 века. Например, сон на улице. Вот на одном из стендов перед кабинетом кафедры выставка, там рисунок, где ребенок грудного возраста облачен в специальный спальный мешок, воспитатель его так нарисовала. Это был период, примерно начала 70-х годов, фотография была дорогим удовольствием и не всем доступна, поэтому делали зарисовки. Посетители выставки подходят и спрашивают, а что это за мешок? И я, поскольку, когда  я работала заведующей, у нас такая группа первого года жизни была, и дети спали на улице в таких мешках, я знаю и могу ответить на этот вопрос. В такие мешки детей укладывали, открывали окна веранды,  и дети так спали.  Это были  дети первого года жизни. Все остальные дети спали в своих обычных спальнях. Воспитательница сидела  в валенках в  ватнике, в  шапочке или это был теплый платок. Она должна была этих детей сопровождать. Группа детей была в количестве от 10 до 15 человек. И это было нормой. Тогда мамы имели право только на  2 декретных месяца, а потом должны были выходить на работу. Поэтому дети в таком раннем возрасте попадали в ясли.

Сейчас, конечно, условиях изменились и правильно, чтобы дети были рядышком с мамой она могла заниматься воспитанием, чтобы она видела, как ребенок в эти замечательные времена растет и как он меняется. Но, к сожалению, все вроде бы хорошая традиция, но бывает, к сожалению и так: мама идет с коляской и она погружена в телефоне, или держит сигаретку, она вышла погулять отдохнуть, прогуляться, и она даже не удосуживается коляску с ребенком отодвинуть от себя подальше, если она курит.  То есть, хорошие вроде традиции закаливания соблюдаются, но они дополняются  привычками не очень хорошими для самого ребенка и мамы. Мамы не готовы отказаться от привычных вещей. Мне очень понравилось, как сказал один папа во время эксперимента в детском саду. В зал были приглашены родители, врач, педагог-психолог, врачи-неонатологи и группа детей с 1 года до 2-х лет. Папам было предложено в коробке из под конструктора выстроить  модель как устроены комнаты в квартире, и та комната, куда ребенок приходит после 12-ти часового «рабочего дня» в детском саду . Забрали, допустим ребёнка в 18:00, в 19:00 часов домой и нужно было показать, где в дальнейшем будет находиться ребенок. Находится ли ребёнок в отдельной комнате или играют около родителей, как чаще всего делают дети этого возраста. Папы приступили к выполнению задания. И врач,  работающий с родителями, говорит: вот  у вас ребенок находится  в зоне, где висит большой телевизор, вы на диване, а целесообразнее сейчас не на экран смотреть, а отдать вашему ребенку предпочтение, хотя бы несколько минут.  Папа, который так выстроил  свою комнату, отвечает: а что я  теперь и отдыхать не должен?!

Возраст пап был примерно 42 - 43 года, мамам 37-38 лет, в  общем, это люди которые уже устроили свою жизнь, те которые уже опередили свой жизненный уровень, возможно, кто-то даже владеет своей компанией и сейчас настал момент, когда  они уже  готовы  к семье. Но, как оказалось, они не все готовы к тому, что нужно уделять время появившемуся у них ребенку. И самое главное, они не готовы к такого рода ответственности. Не готовы к ответственности перед тем, в каких условиях будет расти их малыш. Не в плане материальных, игрушек и т.п., а в плане внимания и сохранения его здоровья, зрения, слуха… телефон звонит, мама, папа говорят, телевизор работает, а в это время ребенок обращается к родителям и не получает отклика.

- А как это изменить? Что можно сделать? Учить родителей использованию здоровьесберегающих технологий?

- Ну, возможно, и учить родителей. Показывать им. Вот такой опыт, эксперимент, мы сделали просто на родительском собрании. Это была одна из первых встреч в открывшейся новой группе. А детей постарше мы спросили: что такое, по-вашему, хороший дом, уютный? И они ответили: там весело, там хорошо, там красиво.

-  Вот как раз девиз нашего электронного журнала - это слова взрослого человека, Генриха Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

- Если красота, то сюда входит и понятие здоровья.

- Мы, педагоги, очень много рассуждали о том, что такое здоровье. Вот здоровый ребёнок - это  какой?

- Традиционно мы привыкли к тому, что это не болеющий ребенок или болеющей крайне редко, или, если он заболел, то он из этой такой больной ситуаций выбирается достаточно быстро, правда? Возможно, родители помогают, возможно, лекарственные средства, возможно около лекарственные домашние средства, которые семья использует. Потому что дети очень многие, и в этом наша беда наверное, очень часто дети говорили о том, что для того чтобы быть здоровым нужно выпить таблетки. И вот это было на 1 месте при опросе, который мы провели. Вот нас это, кстати, очень встревожило. И сегодня многие дети, более старших возрастных ступеней, именно так говорят, для того чтобы долго танцевать, для того чтоб там покутить долго, можно  выпить таблетки и ты будешь прекрасно себя чувствовать, будет хорошо, ты будешь бодрый, ты будешь веселый, то есть вот этот ориентир на то, что какие-то  средства тебе помогут, не ты сам, не твоя позиция, не твои умения, не твой выбор каких-то действий.

- Мне кажется, что здоровый ребёнок-это счастливый ребенок. Счастливый  везде, в детском саду, когда занимается, играет, отдыхает. Вот я сейчас поработаю, а потом хорошо отдохну и буду счастлив. Ну, или от собственного полученного после выполнения чего-то результата, я получаю ощущение счастья и здоровья

А вот если ребенок со сложным диагнозом, например ДЦП. Ведь такой ребенок, он же, к сожалению, может и не встанет на ноги, его можно в какой - то период считать здоровым ребенком?

- Мне кажется, что для этого ребенка нельзя создавать условии, что он вообще болен. Если мы его погрузим в то, что «у тебя болезнь»,  мы просто загоним его.

- Золотые слова, Татьяна Александровна.

- Ты особенный, потому что ты больной.

- Да, да. Вот много лет уже, свыше 15-ти лет, в Пушкинском районе мы ведем работу в рамках фестиваля "Царскосельские лучики". Обычно он проходит или в конце мая. Мы выбрали такое местечко – сквер на улице Широкой. Сквер расположен между двумя улицами. Сквер каждую весну  обихаживают : подстригают кусты , делают клумбочки, но главное, там есть широкие дорожки, площадка, игровой городок и скамеечки в круг. У всех на виду, как выставка. Сам Пушкинский район, как выставка! Здесь и дома невысокие, двух-трех - этажные. Детей у нас собирается 150-200 человек. Это, получается от каждого детского сада по 10 человек, от двух подготовительных групп по 5 детей от каждой. Мы проводим мероприятие в форме  «командной игры», есть определенные станции, как сейчас это называется «квест-игра». Время у нас ограниченно, где-то 1.5 часа, примерно. Приезжают дети с Фрунзенского, Пушкинского, Московского, Красносельского районов. Родители сами привозят детей на машинах . Как правило, это будний день, утро с 10.00 до 11.30. И в чем ценность этого мероприятия, почему я про него рассказываю. Мы договариваемся с Павловским интернатом, где есть дети в инвалидных колясках, есть разные дети, кто-то может передвигаться на четвереньках, кто-то на коленках, есть и не двигающиеся совсем. Мы приглашаем детей оттуда. И знаете,  с чем мы столкнулись? Все дети дошкольного возраста воспринимают это нормально, что так и должно быть! А вот жители города своеобразно реагируют. Например, мамы, гуляющие с детьми в сквере, присоединяются к игре и становятся полноценными участниками игры. Первое время нам говорили: «Зачем вы берете этих детей»? Сейчас времена изменились. Многое меняется. Вот «зачем»?! А дети, дети совершенно нормально реагируют. Вот была у нас как-то туристическая игра. Задание было «Перелезть через канат». Тьютер помогал ребенку слезть с коляски, ребенок какое - то  время полз, но потом уже сил не хватало и наши дошколята помогали ему, с одной стороны за ноги толкали, с другой за руки тянули, болели за него «Давай, Миша, давай, быстрее давай»! Дошколята всегда с удовольствием помогают. Никто никогда не выразил внешне, ни в словах, ни в действиях никаких противоречий, что для таких детей не надо устраивать мероприятия такого рода. Родители и воспитатели сначала очень напряженно, но сейчас настолько уже все привыкли и относятся совершенно спокойно! Была у нас история такая, что в один год не смогли приехать дети на колясках, и дошкольники очень расстроились, что не кому было помогать. На сегодняшний день, благодаря этому, относительно детей, и взрослые стали более лояльны. Мне кажется, что это и есть «социальное здоровье общества». Разные у нас должны жить люди. Вот, сейчас, например, мы все гордимся нашими параолимпийцами!

-Эти мероприятия сближают.

- Они не только сближают, но и убирают страх и преграды!

- Мы у себя в детском саду № 52 Кировского района Санкт-Петербурга решили организовать «Туристические походы» по временам года на Дудергофские высоты. Откликнулось много родителей и детей. Состав был из 33 человек, всем родителям и детям очень понравилось! Все были счастливы. Задавали вопросы о том, когда пойдем в следующий раз. Другие группы тоже задались вопросом, почему мы не пошли. Казалось бы, что такого… собраться в воскресенье в 9.00, поехать на электричке, взять с собой термос. Для стеснительных пап была возможность проявить себя. Получилась очень душевная встреча, это сближает! Было очень здорово! Я, как педагог, хочу спросить, чем  бы еще можно заняться? Может сделать экологическую тропу? С чего начать?

- Ну, раз мы говорим о здоровье, логично было бы создать тропу здоровья. Экологическую тропу создавать ради науки экологии не эффективно, это ребенку будет не совсем понятно и не интересно. В моем понимании, экологическая тропа в детском саду - это место, где каждый  ребенок может самоутвердиться в своих здоровьесберегающих  действиях. Экологическая тропа становится тропой здоровья. Какие это могут быть здоровьесберегающие действия? Ну, например, ходьба. Ходьба, особенно по пересеченной местности, если есть такая возможность. Создавать такие тропинки для ходьбы лучше всего зимой, делая разноуровневые поверхности (горка и т.д). С нее можно скатиться,  сойти, пригнуться. Если наши дети умеют передвигаться всеми разными способами, то они, фактически в нашем, взрослом мире «спасают свою жизнь».

- Раньше такие спортивной полосы препятствий, созданные на улице, были широко применимы. Они входили в Программу обучения и воспитания и имели место быть. Зимой специально заливали дорожки, чтобы ребенок учился съезжать, скользить, тренировать равновесие. На контроле только оставался вопрос безопасности такой дорожки и движения детей на них.

- Тропу здоровья можно организовать и летом и зимой. Перешагнуть, перепрыгнуть, а не просто, как очень много детей не против, полежать на траве. Например, создать определенное место, где ребенок может осуществить свое желание!

- Получается, что как и раньше, так и сейчас очень многое зависит от личности самого педагога, взрослого, который является организатором детской деятельности. И это замечательно транслируют коллеги разных районов Санкт-Петербурга. А еще, зависит от того, насколько дошкольное учреждение проводит объяснение, обучение, привлечение родителей в подобные игры, соревнования на воздухе. Иногда родители даже не подозревают, почему так важна, например, скользящая дорожка для развития ребенка, или, натянутый гамак, или, тропинка с буграми, впадинами и камешками. Не знают чем же таким  занять ребенка на даче для пользы.

- Да, конечно. Я сама недавно обнаружила, что собственные внуки на даче не умеют лазить по деревьям. Я показала пример. Есть турники на площадках, но их меньше всего используют по назначению. И нет примера со стороны взрослого. Я совсем недавно читала книгу, автор - датчанин работает в дошкольном образовании, очень интересно он описывает, что у нас не хватает. У него я нашла аналитическую справку, где он пишет, что в наших образовательных учреждениях не хватает. Он начинает перебирать. Танцев не хватает. Не хватает, чтобы дети делали красиво, по типу оформляли театр, мультфильм, принцип дизайн - проекта и так далее, не хватает, чтобы дети вязали, вышивали. И начинается перечисление всего того, что мы потеряли. Выжиганием занимались по дереву и по ткани. Как индивидуальная работа. И это тоже те традиции, которые практически ушли.

 – Сегодня все возможно возродить и начать это делать. И снова мы заговорим о личности педагога и интересах  семьи, которая подхватит или нет эту работу дома. Кто-то пробует с детьми вышивать сначала безопасными иглами, затем переходить на обыкновенные.  И даже если кто-то скажет, что мы чего-то не делаем, потому что у нас нет какого - то специального оборудования, можно парировать. Вот когда мы говорили про экологические тропы здоровья. Чем не доказательство того, что в природе очень много простых вещей и предметов, которые могут заменить это оборудование. Если заменить обыкновенную зеленую траву на интерактивный пол, то как мы сможем с детьми говорить об ощущениях когда трава мокрая или сухая, колючая или мягкая, теплая или прохладная. Мы у себя, в детском саду № 36 Кировского района Санкт-Петербурга, в группе используем спортивное и игровое оборудование для создания тропы здоровья., Для этого в проходе от раздевалки до группового помещения мы раскладываем предметы, через которые где то нужно перешагнуть, где-то пролезть, где-то перепрыгнуть, где-то встать и спуститься. Сначала мы сами организовывали, а теперь уже дети торопятся побыстрее переодеться с прогулки, чтобы самим выстроить тропинку препятствий. Мы, взрослые и сами включаемся в эту игру, проходим островки, подбадриваем детей. Начали с себя. Сделать над собой усилия и показать пример. И родителям своих воспитанников мы стараемся сказать, насколько уникален дошкольный возраст и сколько всего можно успеть сделать вместе, что работает на всесторонне развитие ребенка. И пельмени лепить, и мыть посуду, и ходить в походы, и копать огород, и массу всего остального. И для всего этого не нужны специальные приборы, электроника или техника.

- Татьяна Александровна, раз уж мы говорили о годе наставника, и Вы знаете тех, кто может послужить примером для педагогов, расскажите о таких детских садах.

- Если мы про экологические тропы, то они есть и в Выборгском районе, и в  Красногвардейском. Это интересные экологические тропы,  но они чаще всего созданы, как красивые места - цветники или элементы какого то построения декора – в виде небольшой деревеньки, озера, пруда или элемента леса. В оформлении часто используются  лесные фигурки. Это может быть ручей, и он переходит в бобровую хатку, то есть декорировано так. Ручей перегорожен и можно увидеть, как бобер готовит себе домишко. В Кронштадтском районе, в  детском саду № 18, много  площадок используют эти формы.

– Если начать создавать с нуля, с чего начинать?

- Я бы, в  первую очередь, может быть, даже почитала бы, что такое экологические тропы. Они могут создаваться целенаправленно на здоровьесберегающие,  развивающие, проецирующие действия. То есть идея здоровья  может  закладывается  в экологической тропе. Можно найти,  допустим,  места  хвойников и  получать  арома - дыхательные ванны,  ароматерапию. Можно сделать лекарственный  огород и тогда травянистые растения по типу лимонника, мелисы будут в период своего созревания отдавать эти фитонциды. Мы можем, копая их, пропалывая, получать продукт их свойств,  использовать их,  высушивать, а  они могут поступать как элемент для наших опытов и экспериментов. Из всех травянистых растений мы можем получать зеленую краску - зеленый краситель. Это  может быть и рисованием, это хорошее средство, но одновременно и средство для получения запаха. В определенной степени показать ребенку, что в природе запахи самые разнообразные,  кому то нравится одно,  кому то другое. Люди создают аналоги,  те же самые разные мыльные.  Мы отдаем приоритет какому-то запаху – кому-то нравится такой,  мне больше нравятся хвойный, кокосовый запахи. Согласитесь, что  люди   исходят от  своих  желаний. У  нас вся тропа может быть ориентирована как место поддержки своего здоровья или  влияние тех объектов,  которые мы выделили на здоровье. Я говорю, что мощные деревья - замечательный показатель, каким ты можешь быть красивым, ровным, стройным. И вместе с инструктором по физкультуре, использовать мешочки, связать их с подъемом. Растения  нам иногда показывают, как они выдерживают груз листвы. Так и мы предлагаем детям разные по весу мешочку в одну и другую руку. Весной и летом ветер их гнет, качает, а они  выдерживают и снег, и дождь, и ледяную корку. Это мы можем и детям показать: дерево, посмотрите, оно вновь здорово, оно вновь дает  листву и плоды созревают. Мы можем все объекты на нашей площадке направить на это,  можем только какие то определенные.  Мы сказали о тропе здоровья,  почему бы нам и не сделать так, чтобы ребята где -то прошли по асфальту, потом прошли по земле, почувствовали это другое,  где-то это перешло в песок,  где - то перешло в гравий,  где -то это может быть искусственная вкладка, которая определенным образом вкопана и ребята используют ее. Природный материал моется - дождем, ветром, мы можем осуществлять полив. Поэтому здесь тропа связана со здоровьем. Мне очень нравятся выражение, которое я услышала у одного профессора-  Юрия Александровича Гагина. Его сейчас нет на этом свете,  но вот  воспоминания  у меня хорошо сохранились. Он выпускник  института им. Лесгафта, мастер спорта по гимнастике. Я с ним встретилась, когда он был достаточно взрослым человеком. Он доктор наук, защитил  свою работу в области биомеханики Он еще перед этим закончил институт строительства, строитель спортивных сооружений, потом кандидатскую и докторскую он написал в области биомеханики человеческого тела, потому- что когда он строил спортивные строительные сооружения,  он говорит о том ,что тоже самое спортивное поле футбольное поле- создается не просто так, оно создается с учетом спортивной игры « футбол».Там должен быть определенный метраж, определенные части и углы. Почему так уважительно к нему отношусь? Он очень многое в своих научных работах писал, что человек зависит от тех условий,  которые создает, но и человек благодаря тому,  что он обладает своими какими-  то физическими качествами, влияет на то, чтобы эти условия строили так, как ему надо. У него есть замечательное выражение, всегда, когда он читал студентам лекции, он говорил «Здоровье невозможно сохранить, его нужно разумно тратить». Для такой разумной траты и нужно создавать условия.

- Татьяна Александровна, благодарим Вас за открытость и желание делиться своим опытом, взглядами и знаниями. За  любовь к дошкольному миру. За то, что у нас была возможность познакомиться и беседовать с Вами. 

В этой статье хочу рассмотреть очень нужные навыки любого педагога - как организовать начало занятие, какие и как дать установки, использование сюрпризных моментов в ходе занятия.

Когда занятие интересное...

Ст.воспитатель: Таланова Ю.О.

Занятие… Часть образовательного процесса. Очень нужная часть, очень важная, очень непростая и, хотелось бы, чтобы она была очень долгожданной детьми. Не стоит долго говорить о том, что в этот момент, в эти 10, 15, 30 минут педагог превращается в умелого артиста. И чтобы занятие было интересным и полезным от начала до конца, нужно учиться самим, не гасить в себе желание познавать, пробовать, удивляться, радоваться. При подготовке к занятию вспоминать «маленького себя».

Уметь анализировать занятие очень хороший навык, освоив который педагог сможет развиваться, идти вперед, меняться вместе со временем, расти вместе с детьми.

Сегодня я хочу коснуться таких элементов занятия как сюрпризный момент и установки. Это то, с чего занятие можно начать и то, чем его можно закончить. И если сюрпризы больше важны для детей, то установки – это то, что регулирует и организует деятельность взрослого, настраивает на результат .

Я услышала слово «сторителлинг» и мой мозг живо перевел «истории, рассказывать». Говорящее название. В принципе, как и сама технология. Она о том, что можно мягко воздействовать на аудиторию, вызывая эмоциональную связь с рассказчиком и интерес к теме обсуждения через образное восприятие и ассоциации. Помните, как в детстве, мы сидя на коленках бабушки слушали истории, а повзрослев, в пионерских лагерях перед сном страшилки или байки у костра? Вот, это примерно тоже само. Разберемся поподробнее...

Сторителлинг – это история, которая бьёт на эмоции, это история, которая вкладывает в слушателей правду рассказчика так, чтобы они в неё поверили и замещает вашу правду их правдой, а истина – она бесконечна.

Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Давайте проведем эксперимент. Перед вами две информации.

  1. Помпон - это шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.
  2. Мало кто знает историювозникновения помпона на шапке. Однако, он был придуман не просто так, а для того, чтобы защищать головы французским матросам. Все дело в том, что раньше при строении кораблей мало кого беспокоил комфорт, и потолки в помещениях корабля были очень низкие. И вот именно помпон предохранял голову матроса от случайного удара головой о потолок. Прошло еще немало времени с тех пор, да и потолки сейчас делают гораздо выше, однако до наших дней шапочки французских моряков украшают красные помпоны.

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать матросов, когда будете надевать шапку с помпоном на ребенка. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.

Я уверенна, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Сторителлинг позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображениякоммуникативных качеств детей.

В дошкольной педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Неврологические исследования показывают, что рассказы — это превосходный способ общения. Наш мозг становится более активным, когда мы делимся какими-то событиями. Поэтому рассказы запоминаются лучше, чем факты.

Нам всем нравится хорошая история, будь то роман, фильм или просто что-то, что пережил друг и рассказывает нам. Но почему мы чувствуем себя намного более заинтересованными, когда слышим рассказ о событиях?

Это довольно просто. Если мы слушаем презентацию со скучными слайдами, активизируются только некоторые части мозга, которые отвечают за расшифровку слов в значения.

И это все. Больше ничего не происходит.

Когда нам что-то рассказывают, все резко меняется. В нашем мозге, активируются не только части обработки языка, но и другие области мозга, которые отвечают за чувства.

Сторителлинг- это простой способ заставить работать наш мозг.

Длительные рассказы раскручивают драматическую дугу, в которой персонаж борется и в конечном итоге находит неизвестные ранее способности и использует их, чтобы одержать победу над бедой. Исследования показывает, что мозг очень увлечен подобным стилем изложения.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи сторителлинга:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
  • систематизировать и донести информацию;
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
  • наглядно мотивировать поступки героев;
  • сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь дошкольников;
  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.

Существует несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

За основу можно взять даже простые кубики, превратив их в фотокубики. Перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как воспитатель использует фотокубики в своей практике.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Сторителлинг имеет свои правила, используя которые любой рассказчик сможет найти аудиторию и отправиться в увлекательное путешествие в мир рассказанных историй. Этих правил 17, так нам демонстрирует дзен-канал о творчестве. Переходите по ссылке, чтобы познакомиться в полном объеме. Итак….

17 главных правил сторителлинга: как создавать истории

  1. Придумать идею
  2. Определить аудиторию
  3. Придумать героя
  4. Понять, что нужно герою
  5. Придумать мир
  6. Придумать личную структуру
  7. Создать завязку
  8. Найти конфликт
  9. Продумать препятствия
  10. Придумать кульминацию
  11. Не забыть о концовке
  12. Рассказывать о том, что близко
  13. Использовать разные форматы
  14. Учитывать мнение с разных сторон
  15. Избавиться от перфекционизма
  16. Не бояться провала
  17. Начать с малого

Подведем итоги.

  1. Сторителлинг– отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  2. Техника сторителлингаимеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  3. Детям сторителлингпомогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
  4. Сторителлингможет успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детейДошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Кому полезна статья: всем, кто хочет разобраться в теме и найти ответы о цифровой трансформации в образовании.

Что «внутри»: в чём суть цифровой трансформации, кому она нужна и как она повлияла на построение ППРС детского сада.

Цифровая трансформация (англ. digitaltransformationDT или DX) — процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами. (https://ru.wikipedia.org ) Цифровая трансформация в образовании призвана увеличить эффективность деятельности образовательных организаций. 

О создании цифровой образовательной среды в образовательной организации говорит национальный проект "Образование" в рамках Федерального проекта “Цифровая образовательная среда”. 

Согласно паспорту Федерального проекта "Цифровая образовательная среда" к 2024 году в каждой образовательной организации должны быть созданы условия для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Цифровая образовательная среда в ОУ

Предлагаю вам презентацию на тему "Цифровая образовательная среда в ОУ - YouTube-канал детского сада" (скачать)

Основной темой работы электронного журнала «Как вырастить здорового ребенка»  в 2020/2021 учебном году стали вопросы сохранения и приумножения жизненных ресурсов, как аспектов здоровья детей и взрослых. И чаще всего звучали слова «Здоровый педагог – здоровый ребенок!». Нам с читателями было важно разобраться, какие существуют возможности пополнения ресурсов и как научить детей ими пользоваться.

В связи с введенными короновирусными ограничениями, встречи творческой группы проходили в основном в дистанционном режиме. Но из 8 встреч, две прошли очно. Нам удалось провести тематическую встречу, на которую пригласили педагога-психолога. Встреча транслировалась в живом эфире социальной сети Вконтакте. Такая форма работы оказалась очень удобной, потому что к обсуждению смогли подключаться зрители – потенциальные читатели электронного журнала. Была возможность комментировать и задавать вопросы. Запись этой встречи можно посмотреть в группе ЭЖ "Как вырастить здорового ребенка". Совместно, были определены четыре категории ресурсов: физические, интеллектуальные, психологические, социальные. Много говорили о педагогах, как людях энергозатратной профессии и попытались вывести некоторые советы и разработать «Анкету здоровья». Вот некоторые рекомендации по сохранению ресурсов здоровья для педагогов и для родителей:

  • не торопиться, сохранять спокойствие и выдержку;
  • находить гибкость в поиске путей решения вопросов, проблем, ситуаций;
  • научиться переключаться и перенаправлять свое внимание на что то, более позитивное, научиться расслаблению и релаксации;
  • помнить, что обратная реакция, «отдача» не всегда положительная, не всегда она вообще есть, и не всегда прогнозируемая.

Поднятые вопросы оказались настолько актуальными, что решено было сделать целый тематический номер журнала. Надо отметить, что поднятая на встрече творческой группы тема сохранения и восполнения жизненных ресурсов стала отправной для написания методической разработки и проведения мастер-класса коллегами ГБДОУ № 20, которые одержали победу в Районном конкурсе «Детский сад – территория здоровья» в номинации «Мастерская здоровья».

Также, в целях привлечения авторов и популяризации издания была составлена мотивирующая презентация, которая была разослана по электронной почте и продемонстрирована на совещании старших воспитателей. Таким образом, удалось вовлечь во взаимодействие практически все государственные дошкольные образовательные учреждения Кировского района Санкт-Петербурга.

В течении 2020/2021 учебного года в состав редакции журнала входили педагоги ГБДОУ 36, 16, 20, 15, 61, 74, 45, 8. Все присланные материалы тщательно анализировались и размещались в сети. Результатом стали опубликованные 73 новых интересных статей – авторских материалов и собранных на актуальную тему.

Электронный журнал «Как вырастить здорового ребенка» выходил с периодичностью 1 раз в 3 месяца. И был ориентирован на сезон (осень, зима, весна, лето).

Рубрика «Растем здоровыми», так же, как и в прошлом году, оказалась самой востребованной. Она касалась материалов передового, инновационного педагогического опыта по физическому развитию дошкольников, здоровому образу жизни детей в условиях дошкольной организации, организации режимных моментов, оздоровления и использования здоровье сберегающих технологий. За прошедший учебный год в этой рубрике было опубликовано 30 статей.

Следом за ней рубрика «Здоровье в наших руках». Не менее востребованная. В данной рубрике размещались материалы, фото и видео по мероприятиям, проведенным в районе в рамках создания единого пространства развития физически активной, здоровой личности, анонсы предстоящих спортивных районных мероприятий, в которых могут поучаствовать родители, педагоги, дети. Рубрика пополнилась 20-тью новыми статьями.

Наименьшее количество новых статей, всего 5, собрала в себе рубрика «Библиотека здоровья». Она анонсирует методической литературы о здоровье детей, о физическом развитии ребенка, включает ссылки на интересные статьи, журналы.

Введенная рубрика «Вкусно и полезно» - включила в себя рецепты и меню полезных и вкусных блюд, напитков и десертов. На одном уровне с ней по заполнению оказались рубрика «Всей семьей» и особая рубрика «Лечебная педагогика». В первой рубрике размещались лучшие практики семейного воспитания, направленные на передачу родительского опыта в вопросах создание здоровьеформирующего пространства развития ребенка в условиях семейного воспитания. А вторая включала рекомендации коррекционных педагогов и медицинских специалистов. Каждая из этих трех рубрик пополнилась 6-тью новыми статьями.

Познакомиться с содержанием электронного журнала «Как вырастить здорового ребенка» можно, посетив сайт http://newspaper.kirov.spb.ru/ Это хорошее и удобное пространство для коллаборации педагогов, родителей, психологов, врачей, и других специалистов. Вместе мы способны учесть факты отдельных наук, и, объединив усилия создать действующую систему здоровьесбережения.

Мы ждем от новых авторов интересных, проблемных материалов, описание успешного опыта работы по теме здоровья. Направлять свои статьи можно по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Педагогу или команде педагогов предстоит демонстрация своего опыта? Давайте разберемся, с чего начинать и какую помощь может оказать старший воспитатель.

Для начала необходимо убедиться, что мы говорим «на одном языке», у нас общее понимание темы. Независимо от того, какое, личное или командное, выступление готовится. Договоримся о понятиях и определимся, что такое «опыт работы» и что такое «презентация опыта работы».

Опыт работы это:

  • совокупность практически усвоенных знаний, умений в данной профессиональной деятельности
  • Опыт работы как изюм в булочке. Булочки пекут все, а изюм кладет не каждый

 Презентация опыта работы это:

  • демонстрация того, какие профессиональные навыки позволили добиться определенных результатов, описание того, КАК это происходило в определенный отрезок времени.
  • описание технологического процесса, сколько, какого и в какое время положили в тесто этот изюм

Если вас заинтересовала эта тема, предлагаю скачать слайдшоу и пояснение к слайдам. Приятного и полезного знакомства!

Скачать слайдшоу (не открывается)

Скачать пояснения к слайдам (не открывается)

  • Материал подготовлен ст.воспитателем Талановой Ю.О.
  • на основе книги Лорен Брэдвей, Барбара Алберс Хил "Ребенок от 3 до 7 лет" 

Если ясным весенним утром вы переступите порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечет ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Или, может, ваше внимание привлечет рев соседской машины и вы вторично поинтересуетесь у соседа, и когда же он, наконец, поставит на своё "чадо" надежный глушитель?
Уверяю вас, вы не случайно выбрали объектом вашего внимания прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим, Эта врожденная особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать — зрительный, слуховой или осязательный — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом. Если приложить умственные усилия, то можно разобраться в том, какой способ познания свойственен тем, кто вас окружает. Кто они по природе — зрители, слушатели или деятели? Блиц-тесты для родителей помогут вам определить ваш собственный предпочтительный способ познания. Вы увидите, каким образом это влияет на ваше ежедневное общение с ребенком, поймете, совместимы ли ваши с ним способы познания или они находятся в противоречии. В этой теме вы найдете описание наиболее типичных проблем детского развития.

Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматически в самые престижные университеты, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свои детей от столь печальной судьбы.
На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, а зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию — глазами, ушами или посредством осязания. Возможно применение таких терминов как «зритель», «слушатель» и «деятель». Речь не идет о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный. Однако существует некая связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками — теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, — и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!
Есть ли какая-то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчишки? Здесь нет однозначного ответа. Видите ли, девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к Зрителям, обладающим определенными навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться столь легко.
Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, а также глубоко восприимчивых мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания навсегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель. К сожалению значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев.
Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют и кубики, складывают картинки из фрагментов (паззл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя, В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, «Мама, мама, можно мне?» или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стопы и т.д.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В начальных классах беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства «деятелей» иногда обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.PS: Уважаемые родители: А кто ваши дети? Деятели? Зрители? Слушатели? Или какое сочетание?

Использованы материалы книги "Ребенок от 3 до 7 лет", Лорен БрэдвейБарбара Алберс Хил

Материал подготовлен на основе разных интернет-источников

ст.воспитателем Талановой Ю.О.

Виммельбух: что это, описание, особенности и виды

Все, у кого есть дети, наверняка слышали это непривычное для русского уха слово. Но не все знают, что виммельбух - это такая разновидность книг, которые состоят либо полностью, либо практически полностью из картинок. Стоят при этом они обычно совсем недешево. Если приобрести их и использовать неправильно, то сложится мнение, что это выброшенные на ветер деньги. Но если отнестись к «чтению» серьезно, то можно стать очередным их поклонником.

1v

Виммельбух – что это?

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmel buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах виммельбухов невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

2v

Обычно это тематические книги, состоящие из пары десятков листов плотного картона. В них либо совсем нет слов, либо беглые описания для старта полета фантазии. Нередко используется прием «дом в разрезе», как такой своеобразный «человеческий муравейник». На каждом развороте не менее 20 героев, за судьбой которых можно проследить на протяжении всей книги. Допустим, на первом развороте мы видим семью, которая собирается куда-то, на следующем развороте семья уже при параде и стоит у лифта, на следующем - садится в такси и так далее. Параллельно этой сюжетной линии на страницах разворачиваются еще десятки. Причем при первом «прочтении» наверняка будут замечены далеко не все из них. Виммельбух можно каждый раз читать по-разному, а предоставив свободу полету фантазии ребенка можно получить совершенно новый вариант интерпретирования сюжета.

 Откуда взялся такой вид книг

Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. А потом, глядя на эти картинки, любой сможет истолковать их по-своему. Из под его пера вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и другие. Книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе, а далее и всему миру.

3v

Виммельбухи Али Митгуша и сейчас актуальны и издаются в России издательством «Мелик-Пашаев».

 Какую пользу несет

Виммельбухи сразу полюбили логопеды-дефектологи. Ведь работа с ними, а «чтение» их это хоть и приятная, но полноценная работа, вносит неоценимый вклад в развитие речи не говорящих детей. Сначала родитель или логопед рассматривает с ребенком книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка, знакомит с героями, озвучивает, что делает каждый из них, фантазирует. А далее, когда ребенок втягивается с интересом, то можно вопросительными интонациями предлагать ему также участвовать в создании историй. При рассматривании этих картинок у ребенка появляется сильное желание рассказать о том, что он видит, показать, что он способен все это понять и обсудить, а это воздействует, как стимулирующее средство на речевой центр.

Для детей, которые уже начали активно разговаривать, «чтение» виммельбухов поможет в обогащении словарного запаса. Ведь в процессе у ребенка родится десятки вопросов, которые откроют ему много новых слов и понятий. Обогащение словарного запаса не повредит даже десятилетним детям.

4v

Умение подмечать малейшие детали незаметно перекинется и на другие сферы жизни. Для мамы будет приятной неожиданностью то, как ребенок начнет отмечать на прогулках малейшие детали, начнет фантазировать о том, куда бежит мужчина, пронесшийся мимо, кого ждет эта девушка на лавочке, глядящая вдаль. Ну и, конечно же, совместное времяпрепровождение родителей и детей бесценно, а виммельбухи, несомненно, к этому подталкивают. Ведь даже если ребенок начнет разглядывать книгу поначалу один, у него обязательно появится желание расспросить о многом, и он найдет взрослого. Подключать можно всех членов семьи, каждый добавить что-то свое к истории. А это обещает долгие и уютные вечера в кругу семьи. Активно стимулируются речевые центры, развивается фантазия, умение строить логические связи, построение анализа и все это - в игровой форме. Прививается любовь к книгам, а в век электронных технологий это так важно. Ведь именно книги делают нас умнее в прямом смысле этого слова. Поистине, виммельбух – гениальная книга.

 Как читать

Резонный вопрос, как же читать книгу ребенку, если там нет слов. Ответ, как и все гениальное, прост – включить фантазию. Если приглядеться, все эти мелкие рисунки на страницах виммельбухов не случайны, это все маленькие истории. И эти истории можно бесконечно рассказывать или придумывать вместе с ребенком. На каждой последующей странице эти истории продолжаются. А если это виммельбух из серии, то герои будут появляться в каждой книге серии. И это будет настоящая встреча со старым знакомым, у которого обязательно будет что-то новенькое.

5v

Можно сказать, что это сказка, придуманная на месте. У читателя есть власть самостоятельно дать оценку персонажам, сделать их плохими или хорошими, пофантазировать, о чем они думают и что привело их именно в это место. До прочтения вместе с ребенком неплохо заглянуть в конец виммельбуха, чтобы ознакомится с жизнью героев, и знать в какое русло можно уводить беседу о том или ином персонаже. Иначе, придумав продолжение, перелистнув страницу, можно увидеть нечто, кардинально отличающееся, и тогда вырулить историю в нужное русло будет проблематично. Поначалу можно просто попросить ребенка указать пальцем на то, что ему интересно на картинке. Исходя из этого, уже могут родиться вопросы. Каждый последующий вопрос будет развивать историю и подогревать беседу. Потом каждому герою нужно дать имена, попробовать реконструировать его жизнь вне этой картинки, а потом, встретив его далее, узнать насколько представление совпало с реальностью.

 Конечно, можно рассматривать виммельбух просто, как обычную книжку с картинками, но так не раскрыть весь ее глубинный потенциал. Но даже такое «пассивное чтение» расшевелит мозг за счет мельтешащих картинок. Более того, при первом знакомстве с книгой рекомендуется просто ее пролистать, чтобы не перегружать сразу мозг. После «чтения» виммельбуха не сразу удается уснуть, поэтому не стоит доставать ее перед сном, особенно в первые разы.

 На какой возраст рассчитаны

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка заинтересуются виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки, технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на страницах виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно пробовать опять и опять, возможно, ребенок «дорастет».

 Но одно всегда остается неизменным, ребенку всегда будет нужен слушатель и соучастник. Самым маленьким кому-то нужно все озвучивать и называть то, на что они указывают пальцем. Детям постарше нужен как минимум слушатель их историй, а как максимум - активный сочинитель.

 Создать полноценное впечатление о виммельбухе, что это такое - можно понять, только проведя за «чтением» несколько часов. У книг много поклонников, но есть и те, кто так и не оценил их и это естественно.

 Виммельбухи Бернер Ротраут Сюзанны

Пожалуй, самые популярные - это виммельбухи, нарисованные немецкой художницей Бернер Ротраут Сюзанной. История начинается в виммельбухе «Зимняя книга» и продолжается «Весенней Книгой», «Летней книгой» и «Осенней книгой». Позже серия была дополнена «Ночной книгой», где изображено то что происходит с героями серии, когда на улице ночь.

 Лучше всего начать с них, так как многие считают, что это виммельбух, который можно назвать идеальным. Выполнены они очень качественно и имеют формат А3, поэтому и цена у них соответствующая. Стоимость варьируется от 1 тыс. руб. до 1,3 тыс. руб. В России выпускаются издательством «Самокат».

 Виммельбухи Гебель Доро

Второй по популярности в России можно считать серию виммельбухов художницы Гебель Доро. Ее виммельбух «В цирке» поистине уникален по тематике и не имеет аналогов. А также у нее есть и другие издания: «На реке»; «Соседи»; «Однажды в городе»; «За городом».

6v

Цена у них немного более демократичная, чем у виммельбухов Бернер Ротраут Сюзанны, около 1 тыс. руб. Выпускается серия издательством «Мелик-Пашаев».

 Виммельбухи русских художников

Русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович. Отличные отзывы на виммельбух его пера «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе нашим детям. Помимо картинок, там много описаний, которые познакомят детей с особенностями жизни зверей в лесах. В нем описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Можно увидеть в разрезе, в каких норах живут белки или лисы.

 Где купить

Купить их сейчас - не проблема, так как их популярность зашкаливает. Сначала русскоязычные пользователи привозили их с собой из поездок за границу, благо, что слов там почти нет, и это снимает языковой барьер. Например, новогодний виммельбух художницы Анны Сьюз не переведен на русский язык до сих пор, но российские мамы заказывают его из-за границы и без проблем рассказывают то, что видят, на русском языке.

7v

Сейчас виммельбухи стали издаваться и на русском языке, и все самые популярные можно приобрести в любом магазине в отделе детских книг. Выгоднее всего эти книги приобрести в интернет-магазинах, но, предварительно посмотрев на них вживую, либо в физическом магазине, либо у знакомых. Жители Украины долго довольствовались изданиями на русском и английском, но недавно появился виммельбух «Зоопарк» на украинском.

Автор: Катерина Гилм. 11 Декабря, 2017  

 

© 2025. Все права защищены. .