(публикация в сборнике СПб АППО "Современные образовательные технологии в ДОУ".
Авторы: Ю.О. Таланова, Н.А. Мелешко, С.Ю.Бачанова. 2011/2012 уч.г.)
Задача педагога помочь детям подготовиться к школьному периоду развития, сформировать у них такие качества как самостоятельность, активность, умение мыслить и доказывать свою точку зрения, умение доводить начатое до конца, умение общаться с другими людьми, повышать их самооценку, при этом учитывать их речевые и психологические особенности, то есть заложить предпосылки учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого), желание выполнять важные для других дела, быть взрослым; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам работы, они стремятся в игре и других видах деятельности быть лучшими; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.
На 7 году жизни ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неуспеху в деятельности. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через сюжетно – ролевую игру, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат. Если для маленького ребенка важен лишь результат, то старшим дошкольникам уже доступно принятие учебной задачи. Дети 6 - 7 могут использовать усвоенный способ действий в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
Все эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами у него формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
На первый взгляд дети логопедической группы ни чем не отличаются от своих сверстников, но иногда помимо речевых нарушений, у них имеется ряд особенностей (психологических, поведенческих). Наша задача создать условия равных стартовых возможностей для перехода детей на новую ступень образования, то есть подготовить их к школьному этапу развития.
Решение данной задачи требуют от воспитателя логопедической группы постоянного поиска новых форм и методов работы.
Одним из новых методов работы является метод проектов. В 2010/11 году метод проектов был ведущим в нашей работе. Проектная деятельность помогла достичь большой эффективности в познавательно - речевом развитии детей. Сделала жизнь группы и детей более увлеченной, веселой и интересной, творческой, мы были - одним целым. Эта форма работы помогла выявить не только плюсы, но и недостатки, которые связаны с особенностями детей речевой группы. И в первую очередь – это сложности с самостоятельной познавательной деятельностью (т.е. не умение детей самостоятельно найти информацию, и выбрать нужное; сложности с выбором способов действий планирования; не умение контролировать и оценивать результат), невозможность долго удерживать цель проекта, постоянно отклонялись от нее, уходили в сторону, необходимо было постоянно уточнять ее. Все эти проблемы и натолкнули на усовершенствование метода проектов с детьми логопедической группы.
Осуществляя поиск решения данной проблемы, из беседы со старшим воспитателем нашего детского сада, мы узнали об опыте работы Бельгийских школ с детьми со сложностями в обучении использовавшие контрактную форму обучения. Поиск информации по методу контрактов в литературе, в информационных технологиях не увенчался успехом. Но мы натолкнулись на педагогическую технологию Долтон-план, автором которой является – Хелен Паркхерст,20 годы 20 века. Основная идея данной технологии - ребенок может осваивать материал в собственном темпе и возможно во взаимодействии с родителями и педагогами. Чаще всего Долтон-план используется в школе. Его цель – научить детей самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных и продуманных заданий.
Проанализировав данные методы работы, пришли к выводу, что они актуальны и для работы с детьми подготовительной логопедической группе. Изучив эти методы, обобщив опыт и вывели свой метод – контрактов (соглашений). В силу речевых возможностей детей логопедической группы метод контрактов далее будем называть методом соглашений.
В основе данного метода работы лежат актуальные на сегодня личностно – ориентированный подход и дифференциация при отборе материала с учетом особенностей детей, то есть который обеспечивает индивидуальную творческую самореализацию ребенка как субъекта социальных отношений на основе его продуктивной образовательной деятельности.
Контракт в переводе с латинского языка означает «Вместе, соединять» (викепедия)- взаимное соглашение двух или нескольких лиц, по которому один из них или несколько обязываются другому что – либо сделать.
Актуальностью метода соглашений является:
-индивидуализация непосредственной образовательной деятельности
-развитие способности выбора у детей
-активный способ познания
-развитие чувства ответственности
-развитие умения сотрудничества
Целесообразностью данного метода работы являются принципы, которые лежат в ее основе и соответствуют личностно – ориентированному и развивающему подходу – это:
1. Свобода выбора - Непосредственная образовательная деятельность в моей группе организуется таким образом, чтобы дети выбирали оптимальные пути овладения знаниями, умениями и навыками. То есть сами выбирают задания в зависимости от их сложности. Дети учатся распоряжаться предоставленной свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в непосредственной образовательной деятельности. При этом важную роль сохраняю за собой (сохраняю свободу, руковожу, стимулирую, контролирую и обучаю).
2. Самостоятельность, побуждающая к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ребенок участвует в активном, а не в пассивном процессе запоминания. В ходе самостоятельных заданий предполагается распределить время так, чтобы каждый мог получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ребенок учится эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы формулируются задания ясно и четко, устанавливаются четкие сроки выполнения заданий; определяются условия, при которых становится возможным завершить работу.
3.Сотрудничество. Ребенок не один в группе (дома). Он работает в группе вместе с другими детьми. Дети могут обращаться за помощью к друг другу, взрослому (воспитателю, логопеду, родителям). Вначале нашей работы мы определили аспекты сотрудничества: умение прислушиваться друг к другу, принимать совместные решения, ясно выражать свои желания и намерения, разрешать конфликты, доверять друг другу, ощущать свою ответственность за выполнение задание.
4. Благоприятная атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя в группе свободно, удовлетворенно. Хороший климат в группе – понятие субъективное, но легко определяет результативность.
5. Включенность – это желание детей заниматься деятельностью, открытость, мотивация и удовлетворение от деятельности. На наш взгляд, один из самых сложных принципов реализации метода контрактов.
Контракты (соглашения), как и проекты, могут быть различными по продолжительности (от 1 дня до нескольких месяцев). По формам проведения: групповые, домашние, индивидуальные, подгрупповые.
У контракта имеется своя, отличная от проекта структура и выглядит следующим образом.
Соглашение, его структура:
1. Стороны соглашения (дети с одной стороны и взрослые с другой или дети - дети)
2. Предмет соглашения (проблемная ситуация, которая требует решения)
3. Права сторон:
- права детей
- права взрослых
4. Условия соглашения (хорошо продуманные задания разной сложности)
5. Сроки выполнения
6. Подписи сторон
7. Результат - Печать (или например, рисунок, который закрашивается по мере выполнения заданий, составление картинки и т.п.). Соглашение считается выполненным, если печать полностью закрашена или картинка составлена.
А теперь рассмотрим, как внедрялся нами метод соглашений. Сразу необходимо сказать о том, как ввели детей в этот метод. В результате изучения темы «Грибы», возникла проблемная ситуация: грибы - это растения или животные? Мнения детей разделились, но доказать свои версии дети не смогли, тогда детям предложили заключить соглашение и с одной и с другой группой по выяснению кто же такие грибы, чье мнение верное. Вместе с детьми рассмотрели внесенное в группу соглашение, изучили его пункты, придумали символы, закрепили их на ковролине в виде предложений и слов - для читающих детей, и в виде символов для не читающих. Обговорили, когда оно будет считаться выполненным, сколько по времени оно будет выполняться. Далее детям предлагаются условия соглашения (задания разной сложности). Задания продумывает и набирает на компьютере воспитатель. Условия печатаются на индивидуальных листах воспитателем заранее. На листе с условиями соглашения ребенок ставит свою подпись, то есть пишет имя, а рядом педагог ставит свою подпись. После выполнения соглашения ребенок закрашивает часть печати (она общая для всех) и находится у воспитателя (висит на доске).
Развивающая среда в группе организуется также как при изучении любой лексической темы (вносятся игры настольные, дидактические, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, книжные выставки и т.п.).
Параллельно работе с детьми ведется работа с родителями о знакомстве с новым методом работы. В начале года на родительском собрании родителям было рассказано о методе соглашений, о его положительных сторонах при подготовке детей к школьному этапу развития для того, чтобы сделать их своими партнерами. Также создан блог в живом журнале, где родители получают дополнительную информацию о соглашениях, о контрактах реализованных в группе, о их возможной помощи своим детям в реализации соглашений.
Метод соглашений в работе с детьми, соответствует федеральным государственным требованиям. Соглашения могут использоваться во всех основных направлениях развития детей (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, и художественно – эстетическое), и интегрироваться со всеми образовательными областями. Может осуществляться в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и во взаимодействии с семьей.
Необходимо сказать и о сложностях, которые встретились при работе:
- трудоемкость в составлении заданий, подборе игр;
- большая подготовительная работа;
- создание соответствующих условий для выполнения заданий, организация развивающей среды;
- убедить родителей в эффективности использования данного метода, сделать их партнерами.
Все перечисленные сложности разрешимы, и об этом говорит результат.
Контракт (соглашение) – помогает сформировать навыки исследовательской деятельности, умение планировать свою деятельность, связать обучение с жизнью, развивает речь и познавательную деятельность, самостоятельность и ответственность. Способствует формированию итоговых интегративных качеств дошкольника.