Психологические исследования и опросы проводятся с помощью следующих методик:
1. Анкета Захарова А.И. «Нервность». Детские неврозы, М.: 1995.
Цель: Изучение уровня развития эмоциональной сферы ребенка - дошкольника.
Задачи: Выявление внутренних эмоциональных и личностных проблем в развитии и взаимопонимании между родителями и детьми в семье и определении проблем в поведении дошкольников.
Ожидаемый результат: изучение эмоционального напряжения, улучшение процесса адаптации к условиям ДОУ вновь поступивших детей.
2. Цветовой тест отношений Ковина Т. Е., Колеченко А. К., Агафонова И. Н. УПМ 1996.Ожидаемый результат: через ассоциативное восприятие цвета получить данные не только об осознанном, но и о неосознанном влиянии окружения для составления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Цель: Выявление детей, плохо адаптирующихся к условиям детского сада. Составление рабочих групп для проведения коррекционно-развивающей работы.
3. Лесенка Успешности Дембо-Рубинштейн; Немов Р.С. Психология, т. 3. М.: Владос, 1999.Задачи: оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки ребенка в целом.
Ожидаемый результат: получение данных для формирования групповых занятий по повышению интереса к учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Цель: изучение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом (выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости частных и общей самооценки).
4. Выбери нужное лицо Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен; Немов Р.С. Психология, т. 3. М.: Владос, 1999.
Цель: Изучение уровня развития эмоциональной сферы ребенка - дошкольника.
Задачи: Определение уровня эмоциональной тревожности. Выявление различных отклонений в психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного обследования.
Ожидаемый результат: получение данных об эмоциональном опыте ребенка в данной (и подобной ей) ситуации; о приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
5. Социометрия Дж. Морено; М.: Владос, 1995.Задачи: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Цель исследования: Изучить неофициальную структуру социальной группы, царящую психологическую атмосферу в группе, эмоциональные связи.
Ожидаемый результат: получение данных (моментальный срез), на основе которых можно сделать вывод о росте уровня удовлетворенности детей в общении, внутригрупповых отношениях, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
6. Исследование развития психических функций детей. Диагностический комплект. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998г.Задачи исследования: Определение уровня развития психических функций детей с учетом возрастных особенностей. Установление причин высоких и низких оценок. Выявление различных отклонений в психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного обследования.
Ожидаемый результат: выявить отдельные особенности свойств психических функций.
Цель исследования: Изучение уровня развития психических функций ребенка - дошкольника.