«Мы — будущие олимпийцы»: формирование у старших дошкольников мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья
авторы: Немешева Лидия Евгеньевна (инструктор по физической культуре), Бачанова Светлана Юрьевна (воспитатель), Ниточкина Светлана Сергеевна (воспитатель).
По данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, в России 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Создание системы здоровьесбережения и здоровьеформирования — одна из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения. Уже в дошкольном возрасте у детей должна быть сформирована мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. Организуя эту работу, можно опираться на интерес детей и взрослых к олимпийскому движению в преддверии Олимпиады 2014 г., а эффективным средством формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья является метод проектов.
Проект «Мы — будущие олимпийцы» родился в день открытия часов обратного отсчета времени до начала первых в России Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе логопедической группы «Непоседы», сотрудники детского сада, родители и социальные партнеры (спортивный клуб «Старт», средняя общеобразовательная школа № 608 Нарвского округа, детская библиотека № 8 Кировского района г. Санкт-Петербурга).
Цель проекта: формирование личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста к сохранению и укреплению своего здоровья посредством ознакомления с Олимпийскими играми и олимпийским движением.
Ввести детей в проблему помогла созданная самими дошкольниками ситуация. Семейный просмотр концерта «Год до открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014», на котором состоялась церемония открытия часов обратного отсчета времени до начала XXII Зимних Олимпийских игр 2014 г., вызвал у старших дошкольников естественный вопрос: «Зачем нужны эти часы?». Придя в детский сад, дети начали активно обсуждать церемонию открытия часов обратного отсчета времени, задавать воспитателям вопросы. Так проект «вошел» в группу и стал исследовательской проблемой. Детям хотелось узнать как можно больше об Олимпиаде, ее истории, зимних видах спорта, о том, как рождаются чемпионы…
В детском саду была создана необходимая для реализации проекта предметно-развивающая среда, которая обогащалась по мере его продвижения:
- в группе был оформлен стенд «Олимпийское движение» (календарь обратного отсчета времени до начала Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014, эмблема и игрушки-талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи), появились макет «Олимпийская деревня» и дидактические игры по теме проекта, детская библиотека пополнилась художественными и познавательными книгами на спортивную и олимпийскую тематику, соответствующим иллюстративным материалом;
- в интерьер спортивно-музыкального зала были включены детские работы с изображением зимних видов спорта и олимпийские символы (девиз олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее», олимпийские кольца, эмблема и талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014);
- в холле детского сада были организованы выставка детских рисунков о спорте и фотовыставка «Будущие олимпийцы», на стендах размещена полезная информация для родителей (о спортивных клубах и детских спортивных секциях района, памятки и рекомендации по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни) и др. Большой интерес у родителей, детей и гостей детского сада вызывала электронная фоторамка с отчетом «Мы в проекте».
Символом проекта стали олимпийские кольца, отражающие интеграцию и взаимосвязь основных направлений развития детей и форм организации их деятельности.
Формы организации деятельности детей в рамках проекта по основным направлениям развития.
Физическое развитие: динамические паузы, релаксация, утренняя и бодрящая гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, ортопедическая гимнастика, точечный массаж, закаливающие процедуры, контрастная дорожка, подвижные и спортивные игры, эстафеты и подвижные игры на свежем воздухе, спортивные танцы, ритмопластика, физкультурные занятия, спортивные развлечения, спортивные праздники и соревнования, Малые Зимние Олимпийские игры и др.
Социально-личностное развитие:
- создание календаря обратного отсчета времени до начала Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г.;
- сбор материалов и оформление тематических альбомов: «Будущие олимпийцы», «История Олимпийских игр», «Зимние олимпийские виды спорта»;
- создание макета «Олимпийская деревня»;
- тематические поисково-исследовательские встречи в детской библиотеке № 8 Кировского района («Рождение Олимпийских игр», «Олимпийские традиции», «Российские олимпийцы» и др.);
- «Веселые старты» в средней общеобразовательной школе № 608 Нарвского округа;
- экскурсия в спортивный клуб микрорайона «Старт», беседа «Как рождаются чемпионы».
Познавательно-речевое развитие:
- беседы, просмотр презентаций об истории Олимпийских игр, олимпийских символах и традициях, олимпийских видах спорта, спортсменах-олимпийцах, здоровом образе жизни;
- рассматривание иллюстраций, художественных и познавательных книг на спортивную и олимпийскую тематику, их чтение;
- разучивание стихов, песен, загадок о спорте;
- просмотр мультфильмов о спорте и здоровом образе жизни, а также мультфильмов о талисманах Зимних Олимпийских игр в Сочи (на официальном сайте Олимпийских Зимних игр и Паралимпийских Зимних игр в Сочи 2014 — http://talisman.sochi2014.com);
- просмотр телесюжетов и фрагментов телетрансляций с международных спортивных соревнований (чемпионатов мира по биатлону, фигурному катанию и пр.);
- эвристические беседы: «Зачем нужен календарь?», «Почему зимние виды спорта называются зимними?», «Что будет, если…», «Зачем мы дышим?», «Зачем мыть руки?» и др.;
- эвристические беседы по пословицам о спорте («Отдай спорту время, а взамен получи здоровье», «Со спортом не дружишь, не раз о том потужишь», «Знай свое тело с пользой для дела»);
- опыты: «Чем мы дышим?», «Наши умные помощники — органы чувств»;
- дидактические игры: «Четвертый лишний» (дифференциация зимних и летних видов спорта), «Спортивные атрибуты» (выкладывание атрибутов спорта из счетных палочек), «Найди пару и назови правильно» (спорт и спортсмены, спорт и атрибут спорта), «Назови вид спорта», «Сложи картинку» (талисманы Олимпийских игр), «Собери эмблему» (олимпийские кольца), «Найди континент» (сбор пазла (карта мира) и сопоставление олимпийских колец с континентами);
- викторина «О спорт, ты — мир!».
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование «Зимние виды спорта», «Мой любимый талисман»;
- раскраски с изображением талисманов Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014, зимних видов спорта;
- лепка «Я — спортсмен»;
- конструирование «Стадион мечты»;
- оформление выставки детских художественно-творческих работ «Мы любим спорт»;
- прослушивание песен о спорте и Олимпийских играх;
- эстетическое восприятие спортивных танцев на льду (с использованием видеоматериалов);
- речетворчество (составление описательных загадок, рассказов, стихов о спорте и здоровом образе жизни).
Особое внимание в проекте уделялось информационно-компьютерным технологиям. В работе с детьми активно использовались специально разработанные мультимедийные презентации, видеосюжеты и видеофильмы, в работе с родителями и педагогами — сетевое взаимодействие. На странице подготовительной к школе группы «Непоседы» на сайте детского сада (http://www.kirov.spb.ru/dou/36) и в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/club4297488) размещались материалы по проекту и рекомендации для родителей по формированию у детей мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, навыков здорового образа жизни, проводились интерактивные онлайн консультации («Профилактика плоскостопия», «Здоровые советы», «Зачем заниматься спортом?» и др.).
Разработанные в рамках проекта методические материалы, подборки стихов, пословиц, песен о спорте и здоровом образе жизни, фоторепортажи были представлены на сайте «Детские проекты» (http://www.kirov.spb.ru/detskieproekty), созданном в рамках экспериментальной деятельности педагогами детского сада и участниками районной творческой группы «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении».
Завершился проект спортивным праздником «Малые Зимние Олимпийские игры», в котором приняли участие дети, родители и педагоги детского сада.
Опираясь на интерес детей к Зимним Олимпийским играм в Сочи 2014, знакомя их с Олимпийскими играми и олимпийским движением, олимпийскими видами спорта и спортсменами-олимпийцами, у старших дошкольников удалось сформировать мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, стремление вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом.
Литература
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Метод. пос. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Грядкина Т.С. Технологии здоровьесбережения детей в сфере образования: Словарь-справочник. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ, рекомендации, разработки занятий: Учеб.-метод. пос. Волгоград: Учитель, 2009. (Руководителю ДОУ).
- Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников: Метод. пос. СПб.: Детство-Пресс, 2007.