Лэпбук «Что такое хорошо, что такое плохо»
Методические материалы для организации антикоррупционного воспитания детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (перейдите к полной версии текста через кнопку "подробнее")
Игра «Птица Счастья»
Описание игры:
Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги.
Игра «Чудо-дерево»
Воспитанникам предлагается следующая ситуация:
– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.
Ребёнок, получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Рисунок «Солнышко правдивости»
Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным.
Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются
1.организационно-методическая работа с кадрами,
2.инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с кадрами:
- формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
- совершенствование форм и методов работы с детьми;
- организация различных видов деятельности с детьми;
- разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
- организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
- проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
- консультации для педагогов, родителей, обучающихся;
- размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
- уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы.
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.
- Человек – член общества.
- Взаимоотношения человека с другими людьми.
- Культура общения.
- Уважение к чужому мнению.
- Человек – создатель и носитель культуры.
- Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
- Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
10.Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
11.Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
В соответствии с ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.
Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от- ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной области Речевое развитие можно использовать:
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:
И. А. Крылов «Чиж и голубь»,
Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек»,
Н. Артюхова «Большая береза»,
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»,
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков «Аленький цветочек»,
В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы»,
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский «Растрепанный воробей»,
И. Токмакова «Это ничья кошка»,
В. Осеева «Синие листья», «Печенье»,
М. Зощенко «Не надо врать»,
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки:
«Сивка-бурка»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка»,
«Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы:
«Хорошо тому добро делать, кто его помнит»,
«Рука руку моет, и обе белы живут»,
«Милость велика, да не стоит и лыка»,
«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди»,
«Худого человека ничем не уважишь»,
«Лучше не дари, да после не кори»,
«Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль»,
«Плохо не клади, вора в грех не вводи»,
«Не в службу, а в дружбу»,
"Гол, да не вор; беден, да честен",
"Честное здравствование сердцу на радость",
"И не велика беда, да честна",
"Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд",
"Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью",
"Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом",
" Не красив собой, зато честен душой",
"Честных почитай, а гордых презирай",
" Честное дело не таится",
"Честный спит крепче",
"Не в силе честность, а в правде",
"Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный",
"Честность всего дороже",
"Честные глаза вбок не глядят",
"Где правда, там и счастье",
"Раз солгал – навек лгуном стал"
"Соврешь не помрешь – да впредь не поверят",
"У лжи короткие ножки",
"Лучше горькая правда, чем сладкая ложь",
"Жизнь дана на добрые дела"
Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)
Что такое совесть? Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела
– Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет, Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.
В образовательных областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. Задача дошкольного учреждения объяснить ребенку, что такое доброта, сочувствие, уважение, чувство ответственности. Объяснить ребенку сущность народных пословиц:
Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
Рука руку моет, и обе белы живут.
Милость велика, да не стоит и лыка.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Худого человека ничем не уважишь.
Лучше не дари, да после не кори.
Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.
Плохо не клади, вора в грех не вводи.
Не в службу, а в дружбу.
На примере произведений русских и советских писателей, прививать детям нравственные ориентиры - совестливость, справедливость, ответственность.
Можно использовать следующие произведения:
И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» Н.Артюхова, «Большая береза», В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка», «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», К. Паустовский. Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»,С. Аксаков. «Аленький цветочек», В. Берестов. «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский. «Растрепанный воробей» И. Токмакова. «Это ничья кошка», В. Осеева. «Синие листья», «Печенье», Л.Н. Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек» М. Зощенко. «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц».