ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
198095, Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 4 лит. А
+7 812 2527690
dou36.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ

АННОТАЦИЯ к проекту «Шлюпка». 

shlupka

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга имеет богатую историю. Открытый в 1969г., как ясли-сад № 36 Кировского района г. Ленинграда, в настоящее время состоит уже из трех отдельно стоящих корпусов. 

Инновационный дух, пронизывающий стены детского сада, является не просто данью моде, а осознанной необходимостью идти в ногу со временем, отвечая на вызовы современного образования. Участие в экспериментальных площадках позволило коллективу не только апробировать новые методики и технологии, но и внести свой вклад в развитие системы дошкольного образования в целом.  

Большой педагогический состав – 45 человек, находящихся в трех разных корпусах, имеющие разный уровень профессионального образования и подготовки, в разной степени обладающие основными педагогическими компетенциями должен расти и развиваться. Идея использовать внутренние резервы стала основой для создания особой программы наставничества, где вспомогательную роль играет малая рабочая группа педагогов. Проект получил название «Шлюпка». Это название отражает суть задуманного – помочь каждому педагогу, словно оказавшемуся в открытом море педагогической деятельности, найти свой путь к успеху.

Цель проекта "Шлюпка" заключается в содействии профессиональной идентификации педагогов посредством деятельности малой рабочей группы в рамках системы наставничества, с применением модульного подхода. Осознание педагогом своей принадлежности к педагогической профессии, принятие её норм, ценностей и стандартов, а также формирование устойчивого образа «Я» в профессиональной среде. Это процесс, в ходе которого педагог определяет себя как профессионала, понимает свои сильные стороны и зоны риска в контексте педагогической деятельности, а также находит своё место в профессиональном сообществе. Профессиональная идентичность педагога служит основой для осознанного подхода к работе, принятия взвешенных решений и реализации миссии нашего учреждения, подтверждая высокие стандарты дошкольного образования.

Задача проекта – не просто передача опыта, а формирование поддерживающей среды, где каждый педагог может чувствовать себя в безопасности, делиться своими сомнениями и вместе с более опытными коллегами находить решения.

Система наставничества построена на регулярных встречах, мастер-классах, совместном посещении занятий и активном обмене опытом. Особое внимание уделяется не только передаче знаний и умений, но и формированию мотивации к саморазвитию, развитию творческого подхода к работе и умению адаптироваться к меняющимся условиям. «Шлюпка» – это не просто проект, это целая философия поддержки и развития педагогического коллектива, где каждый педагог – ценный член команды.

Проект «Шлюпка» – это и деятельность малой рабочей группы в программе наставничества ДОУ и инструмент для создания единой команды профессионалов, объединенных общей целью – сделать образовательный процесс более эффективным и интересным для детей. Это модель, которая позволяет раскрыть потенциал каждого педагога и внести вклад в развитие дошкольного образования в целом. Она обеспечивает не только профессиональный рост, но и укрепление корпоративной культуры, формирование чувства принадлежности к команде и создание благоприятной рабочей среды, где каждый педагог, как участник проекта чувствует себя ценным и востребованным.

В ходе работы, проблемы и видимые препятствия, мы перенаправляли в сильные стороны, сооружая из них опору. Например…  Большой педагогический коллектив разновозрастных педагогов, с разным стажем и опытом работы –является проблемой для обеспечения целостности образовательного процесса, создания единой корпоративной культуры и эффективного применения современных методик обучения. Физическая разобщенность между корпусами ведет к затруднениям в коммуникации, обмене опытом и реализации общекорпоративных инициатив. Различия же в возрасте, стаже и опыте, хотя и представляют собой ценный ресурс, могут препятствовать взаимопониманию и согласованности действий. Молодые педагоги, обладающие свежими знаниями и энтузиазмом, могут сталкиваться с недоверием со стороны более опытных коллег, а старшее поколение, в свою очередь, может испытывать трудности с освоением новых технологий и подходов.

Для преодоления этих вызовов необходимо: 1 создание единой информационной среды (цифровой платформы), позволяющей оперативно обмениваться информацией, обсуждать актуальные вопросы и координировать действия между корпусами. 2. создание уникальной модели наставничества, в которой концептуальную роль играет малая рабочая группа педагогов – «Шлюпка», позволяющая объединить педагогический коллектив, преодолевая разобщенность, включить взаимоподдержку, опору, обеспечить непрерывное внутрифирменное профессиональное развитие и стимулировать творческую активность. Отличительная особенность данной практики – её направленность на практическую деятельность, осуществляемую через прямое или опосредованное взаимодействие и взаимную поддержку педагогов. Эти два модуля составляют концептуальную идею нашего проекта, они как причалы. Рассмотрим подробнее, как идет сопровождение педагогов внутри каждого модуля.

Модуль 1. Единая информационная среда представлена каналом на видео-портале Rutube "ДетскийСад36Санкт-Петербурга"  (https://rutube.ru/channel/25825644/ ). Это современный и удобный способ делиться информацией и создавать позитивный имидж дошкольного учреждения в онлайн-пространстве. На канале можно найти полезные советы и рекомендации от педагогов по организации педагогического процесса, по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это делает канал ценным ресурсом не только для педагогов, родителей, чьи дети посещают, но и для всех, кто интересуется дошкольным образованием. Кроме того, канал "ДетскийСад36Санкт-Петербурга" может служить площадкой для обмена опытом между педагогами. Здесь они могут делиться своими наработками, обсуждать актуальные вопросы дошкольного образования и получать обратную связь от коллеги родителей. Таким образом, канал становится важным элементом системы непрерывного профессионального развития педагогов.

Модуль 2. Модель наставничества:

  1. Организационные мероприятия

* Изучение педагогического коллектива. Для того чтобы лучше понять и оптимизировать работу педагогического коллектива, мы используем разнообразные инструменты, помимо опросов. В их числе — образовательные мероприятия, которые позволяют раскрыть потенциал каждого педагога. Важно не останавливаться на традиционных подходах, а искать инновационные методы, которые будут стимулировать и поддерживать педагогов.

* Создание рабочей группы «Шлюпка». Создается в начале учебного года из общего числа педагогов. В нее входят педагоги разного возраста, стажа и опыта работы. Состав группы может меняться. Главное – быть активным, не бояться нового, уметь работать быстро и самостоятельно. Основную часть участников предлагают старший воспитатель и зам.зав.по УВР. Деятельность «Шлюпки» открыта при желании, любой может войти в ее состав. Документально рабочая группа оформляется Положением, Приказом заведующего, составляется перспективный план работы на год, встречи – заседания группы фиксируются протоколом (протокол ведет один из участников группы, меняя друг друга от встречи к встрече). Функции «Шлюпки» - разработка идеи, распространение информации, это связующее звено между педагогами. В этой группе проводятся совместные обсуждения, мозговые штурмы и работа в парах для решения проблем.

* Назначение «лидеров на сегодня». Для введения в практику работы тренинговых упражнений, для отработки навыка публичного выступления и управления группой на каждую очную коллективную встречу с педагогическим коллективом (Рабочее совещание, Педагогический совет, семинар и пр.), одному или нескольким педагогам предлагается стать Лидером. Он приглашается на встречу рабочей группы, где коллеги помогают отработать упражнение. Таким образом, большинство пробует себя в этой роли. Молодой начинающий педагог или опытный мастер оказываются в одинаковых условиях, демонстрируя свои навыки.

* Делегирование ответственности помогает решить вопросы тайм-менеджмента.  
* Разработка индивидуальных маршрутов профессиональной деятельности педагогами помогает сосредоточить внимание на возможностях роста и развития, запланировать участие в мероприятиях на межаттестационный период соотнеся временные рамки и свои силы.

  1. Развитие профессиональных навыков и компетенций

* Работа в наставнических группах проходит согласно Положению о наставничестве. Пары или группы формируются из базы наставников и наставляемых, утверждаются Приказом заведующего. Действуют, как правило, в течении учебного года. Наставляемый составляет План работы и заканчивает взаимодействие отчетом.

* Повышение квалификации (курсы, обучение, самообразование).

* Открытые мероприятия разного уровня. От проведения занятий для родителей и коллег, до выступления на районных семинарах, проведение мастер-классов и участия в районных творческих группах и методических объединениях.

* Конкурсное движение

* Взаимопосещения и стажировки позволяют помогают педагогам осознать свои сильные и слабые стороны, а также получить рекомендации по дальнейшему развитию, устранить профессиональные дефициты. Стажировки – необязательная, но желательная форма сотрудничества между начинающим педагогом и коллегами, которые уже имеют опыт работы. Взаимопосещения организуются малыми группами или индивидуально. По итогу заполняется отзыв-поддержка, который разработан так, чтобы максимально доброжелательно проанализировать образовательную деятельность и условия ее проведения. «Возьму на вооружение идею о…», «Мои три спасибо за…», «Хочу задать вопрос о…», «Мои три предложения (пожелания) – это…», «Могу быть полезен, могу помочь в…» - такие формулировки способствовали анализу не только деятельности коллеги, но и своей собственности значимости для помощи поддержки.

  1. Анализ и оценка эффективности

* SWOT-анализ позволяет оценить текущую ситуацию в коллективе и выявить потенциальные проблемы. Он также служит направляющей для дальнейших действий.

* Анкетирование в конце учебного года. Анкета включает вопросы о самообразовании, реализации профессиональных целей за год, планировании на следующий учебный год, а также обозначение возможной необходимой методической помощи. Составлена в яндекс-формах. Имеет продолжительный срок заполнения.

  1. Корпоративные мероприятия

* Тимбилдинг

* Корпоративные мероприятия к праздничным датам

  1. Стимулирование и поощрение через Фонд надбавок и доплат. Проведение самоанализа и составление портфолио своей деятельности позволяют педагогу получить стимулирующие надбавки.

Авторский проект «Шлюпка» представляет собой комплексный и многоуровневый процесс, включающий разнообразные методы, формы и инструменты взаимодействия. Наиболее эффективные из всех применяемых средств, форм и методов реализации включают:

  • сочетание различных форм наставничества (индивидуальная, групповая, коллективная, взаимная, онлайн), каждая из которых имеет свои преимущества и особенности.
  • деятельностный подход. Наставник не даёт готового решения, а требует активного участия
  • обратная связь и мониторинг через цифровые сервисы (яндекс-формы, официальный сайт ДОУ, видео платформа Rutube)
  • использование интерактивных приемов, аналитических «скелетов», мотивация на развитие, поощрения через указание реальных заслуг
  • коллаборативная работа. Совместное выполнение задач, способствующее развитию навыков командной работы и синхронизации действий
  • доверительный характер общения, определение зон ответственности, обозначение четких сроков выполнения.

Реализация проекта «Шлюпка» связана с созданием и утверждением локальных нормативных документов: Положения (о наставничестве, о рабочей группе «Шлюпка»), Приказы (об утверждении Положений, о составе рабочей группы, об утверждении наставнических групп, баз наставников и наставляемых), Дорожная карта, План работы рабочей группы, Протоколы встреч, внесение изменений в Положение о
стимулирующих, компенсирующих выплатах работникам ГБДОУ.

Оценка результативности и эффективности проводится на основе количественных и качественных показателей, отражающих динамику изменений в профессиональном развитии педагогов, улучшение микроклимата в коллективе и повышение качества образовательного процесса.

В 2024 году 100% педагогов провели открытые занятия с детьми для родителей воспитанников и коллег. Показав при этом рост числа использования в работе инновационных технологий и методик (смарт-телевизора, онлайн-платформ, игровых технологий, проектной деятельности и других современных подходов в образовательном процессе).

В 2024 году на 75% увеличилось количество педагогов, посетивших  семинары, мастер-классы, вебинары по различным направлениям дошкольного образования по сравнению с 2022 годом и на 55% увеличилось количество педагогов выступивших на семинарах, мастер-классах.

По результатам анализа определили увеличение числа педагогов на 63%, публикующих методические разработки, статьи, конспектов занятий, представленных на различных платформах (сайты, журналы, сборники), в том числе на официальном сайте детского сада и на канале Rutube детского сада. На официальной страничке в группе ВК https://vk.com/dou36?from=groups педагоги регулярно делятся информацией о проведенных мероприятиях с детьми: неважно занятие ли прошло, праздник или просто интересное событие, а также публикуются рекомендации для родителей от педагогов и специалистов.

Рост числа педагогов (на 55%), участвующих в конкурсах профессионального мастерства: (на основе анализа количества участников конкурсов различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский) и успешности участия (призовые места, лауреаты)).

Анализ количества просмотров видео, комментариев, лайков, подписок на канал показал увеличение количества педагогов, активно использующих канал Rutube.

В результате реализации проекта «Шлюпка» не только повысилась профессиональная компетенция педагогов, но и изменилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Педагоги в оформлении стали использовать инновационную технологию «Говорящая среда».

Улучшилась координация работы между корпусами детского сада (за счет использования единой информационной среды, налаживания коммуникации между педагогами). Повысилась эффективность работы за счет четкого планирования работы, делегирования части обязанностей членам малой рабочей группы «Шлюпки», распределением зоны ответственности. Коллектив стал дружнее, научились командно работать. Уровень  уважения и доверия стал выше.

Создана благоприятная среда для развития личности педагога: за счет поддержки, наставничества, предоставления возможностей для самореализации. И даже у молодых педагогов уходит страх публичных выступлений и распространения своего опыта.

Анкетирование родителей показало повышение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, улучшилось взаимодействие и с родителями  и воспитанниками. Происходит повышение престижа профессии педагога.

Дальнейшие шаги для повышения результативности и эффективности

  • Регулярный мониторинг и анализ полученных данных.
  • Внесение корректировок в практику на основе результатов анализа.
  • Развитие единой информационной среды (канала Rutube).
  • Вовлечение большего числа педагогов в работу рабочей группы "Шлюпка".
  • Обмен опытом с другими образовательными организациями.
  • Постоянное совершенствование системы стимулирования и поощрения педагогов.

Эти усилия помогут сделать деятельность малой рабочей группы в программе наставничества ДОУ еще более эффективной и результативной, способствуя профессиональному росту педагогов и повышению качества образовательного процесса в детском саду.

В 2021г. на городском методическом объединении методистов ИМЦ в АППО была представлена тема "Подготовка педагогов к публичному представлению своего опыта работы". Опыт работы по проекту "Шлюпка" был представлен в ИМЦ Кировского района в 2024.

Говоря о ресурсном обеспечении, надо отметить, что проект «Шлюпка» не требует создания специфических условий применения. В рамках реализации практики необходимо учитывать комплекс имеющихся организационно-правовых, психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и иных аспектов. Для обеспечения успешного профессионального самоопределения педагогических работников необходимо, чтобы все реализуемые мероприятия имели ярко выраженную мотивационную направленность и были ориентированы на достижение конкретных, измеримых и верифицируемых целей. Педагоги могут принимать участие в различных формах интерактивного взаимодействия, которые предполагают значительные трансформации профессиональной компетентности, а также в проектах, направленных на их профессиональное развитие. Для повышения уровня мотивации рекомендуется внедрение элементов здоровой конкуренции, что способствует стимулированию профессионального роста и повышению качества образовательного процесса.

Проект успешно реализуется уже более пяти лет, подтверждая свою высокую эффективность. В условиях постоянной миграции населения состав педагогических работников в ДОУ регулярно обновляется. Это требует непрерывного совершенствования проекта, чтобы соответствовать меняющимся требованиям и поддерживать высокие стандарты образования. Таким образом, срок реализации проекта становится бесконечным, так как он постоянно адаптируется к новым реалиям и потребностям.

Стендовый доклад

Отзыв - поддержка (авторский документ)

Анкета профессиональной деятельности - самоанализ к окончанию учебного года (авторский документ)

Маршрут профессиональной деятельности на межаттестационный период (авторский документ)

© 2025. Все права защищены. .