В детском саду работает 6 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Одна средняя (для детей с 4 лет), две старшие (для детей с 5 лет) и три подготовительные к школе (для детей с 6 лет). Логопедические занятия у детей дошкольного возраста отличаются комплексной направленностью. Их содержание включает не только работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи, но и овладение навыками звукового анализа, анализа предложения, развитие лексики, словообразования, словоизменения, связной речи, элементы ознакомления с грамотой. Основными задачами логопедической работы являются устранение речевого нарушения, подготовка к овладению грамотой, профилактика нарушений чтения и письма.
Особым направлением работы учителей-логопедов - оказание консультативной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям или семье целиком. Каждую среду, во второй половине дня, кабинеты специалистов открыты для тех, кому необходима та или иная консультация.
Наличие штатных логопедов: в штате детского сада 6 учителей-логопедов.
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов: с перечнем используемых учебных пособий и дидактических материалов можно ознакомиться в разделе "Перечень литературы и методических пособий" Адаптированной образовательной программы детского сада . Учителя-логопеды и воспитатели логопедических групп активно используют компьютерные программы проекта Kidsmart.
Реализуемые программы:
Адаптированная образовательная программа детского сада
- Подробнее с оснащением логопедических кабинетов и построения предметно-пространственной развивающей среды в них можно ознакомиться на на персональных страничках логопедов.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: в детском саду используются два комплекта оборудования проекта Kidsmart от IBM
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий: Система основных видов непрерывной образовательной деятельности разработана в соответствии с максимально допустимым объемом недельной образовательной нагрузки и в соответствии с СанПиН.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
- в средней группе (дети пятого года жизни) – 3 часов 20 минут,
- в старшей группе (дети шестого года жизни) - 5 часов 50 минут,
- в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 7 часов 30 минут.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей:
- 5-го года жизни - не более 20 минут,
- 6-го года жизни - не более 25 минут,
- 7-го года жизни - не более 30 минут.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в первой и во второй половине дня (после дневного сна - не чаще 2-3 раза в неделю).I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; III период – март, апрель, июнь. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОО обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на их основании утверждают план работы группы на первый период работы. Психолого-медико-педагогическое совещание также проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и подтвердить необходимость продления срока пребывания воспитанника в группе компенсирующей направленности или возможность его выпуска из данной группы. На работу с одной подгруппой детей в старшей логопедической группе отводится 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10-15минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
В середине учебного года, с 1по 10 января, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) планируются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне – при переходе детского сада на летний режим работы.
В старшей и подготовительной группах логопедом проводится подгрупповая работа по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во 2 половине дня. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем 2 раза в месяц.
С 1 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составление и обсуждение всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
II период – декабрь, январь, февраль;
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) начинается 1 сентября, длится 10 месяцев (до 1 июля) и условно делится на 3 периода:
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе 1 час 15 минут, в подготовительной группе 1, 5 часа. В середине времени, отведенного на занятие, проводится физкультминутка. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с октября по май (включительно) проводятся в неделю 8 коррекционно-развивающих подгрупповых занятий продолжительностью 25 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СанПиН.
персональные странички логопедов (перейти)
http://dou36.kirov.spb.ru/elektronnyj-zhurnal/35-logopedicheskaya-pomoshch#sigFreeIda1a3a30486
о логопедах и не только
Интересные беседы мы проводим с логопедом
То трудились, то играли, буквы разные читали.
Постановка сложных звуков - это целая наука!
Если чисто говорить, можно горы покорить.
Автор: Бадокина О.В.
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Младенческий возраст
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7—10 месяцев
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10—12 месяцев
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
Ранний возраст
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.
Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
Дошкольный возраст
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Речевые трудности у детей
- Ребенок не говорит совсем.
ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!
- Задержка на стадии называния.
Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
3. Говорит, как маленький.
4. Невнятная речь.
5. Не хочет говорить.
6. В речи появились запинки.
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
* достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
* правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
* были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
* формировалась потребность в общении.
Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи.
Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями {киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.
На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить, рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.
Автор: Бадокина О.В.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а, точнее, от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, особенно при имеющихся нарушениях речи.
Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Это может быть массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Производится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Народные игры-потешки вызывают большой интерес у маленьких детей (например, «Сорока-белобока»). Дети среднего и старшего дошкольного возраста заучивают упражнения с более сложным речевым и динамическим сопровождением («Этот пальчик»).
Упражнения без речевого сопровождения тренируют также внимание, память ребенка.
Могут быть использованы и другие упражнения с использованием природного, а также игрового материала:
- прокатывание деревянных или глиняных шариков различного диаметра, фасоли, орехов;
- перекладывание карандашей, пуговиц, крупы, палочек;
- конструирование из кубиков, палочек;
- изготовление поделок из природного материала, бумаги;
- различные виды рисования;
- аппликация;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- шнуровка;
- нанизывание колец, бусин;
- сортировка мелких предметов;
- выкладывание мозаики и т.д
Автор: Бадокина О.В.
Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу
Если вашему ребенку продлили срок пребывания в речевой группе, летний период можно использовать для закрепления пройденного материала.
Занимаясь со своим ребенком:
1.Ежедневно не забывайте выполнять зарядку для языка и упражнения на дыхание и на правильный выдох.
2.Закрепляйте поставленные звуки, занимайтесь систематически, так как звук может потеряться и в речь не введется. Помните, что только закрепляя правильное произношение слов, речь может быть чистой. Поэтому не ленитесь, а ежедневно работайте над произношением хотя бы по 15- 25 минут.
3.Развивайте речь вашего ребенка:
- Больше читайте сказок и рассказов, затем обсуждайте их, мотивируйте ребенка к самостоятельной речи, задавайте вопросы по содержанию, помогайте ответить (составить правильное предложение), ходите в театры, кино, в парки и обязательно обсуждайте увиденное.
- Всегда следите за своей речью и за речью ребенка, исправляйте доброжелательным тоном, всегда отвечайте на вопросы, вводите в речь незнакомые слова, объясняя их значение, расширяйте словарный запас ребенка.
Следуя рекомендациям, вы поможете вашим детям, и в дальнейшем они будут более успешными.