Проблема готовности к обучению в школе актуальна сегодня в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него особой реакции – новых форм поведения, определенных умений и навыков. От того, насколько ребенок подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.
У малыша резко меняется весь его окружающий мир – режим дня, поведение, ломается привычный образ жизни, появляются школа, уроки и обязательное многочасовое коллективное общение. И что самое важное – меняется социальный статус дошкольника – теперь он школьник и у него появляются новые серьезные обязанности, для выполнения которых необходимы ответственность и усидчивость. Также первоклассник должен в поведении соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь выстраивать контакты со сверстниками и проявлять навыки самостоятельности.
Так как же понять, что ребенок готов к обучению в школе? Понятие школьная зрелость означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Готовность к обучению в школе включает в себя несколько аспектов, тесно связанных между собой.
- Интеллектуальная готовность – приобретение ребенком необходимого запаса знаний об окружающем мире, понимание общих связей, принципов, закономерностей. Также это развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе только по этому уровню – наиболее распространенная ошибка учителей и родителей, усилия которых направляются на вложение в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество. Необходимо развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, сопоставлять, сравнивать, выражать отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
К шести годам постепенно оформляются элементы волевого действия: ребенок ставит цель, намечает план действий, исполняет его. Но все эти компоненты ещё недостаточно развиты. Родители могут помочь формировать у детей умение преодолевать трудности, хвалить в случае успеха.
Управление поведением связано со способностью контролировать поступки усилием воли. Ребенок учится слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, использовать образец, удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
- Социально-психологическая готовность – наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Учебная деятельность – деятельность коллективная, ее успешное развитие становится возможным при наличии дружеского и делового общения его участников, умения объединить усилия для достижения общей цели.
- Функциональная готовность – соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно координированных движений руки.
- Мотивационная готовность – желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника.
Одна из наиболее значимых потребностей в этом возрасте – познавательная потребность, т.е. интерес к процессу познания. Уровень развития этой потребности является одним из показателей психологической готовности к школе.
Познавательный процесс складывается постепенно. В начальной школе сложнее будет не тем детям, у которых небольшой объем знаний и навыков, а тем, у которых не сформировано желание думать и решать задачи. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют родители. А у детей, не получивших необходимого общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.
- Волевая готовность – способность ребенка включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять школьные правила.
Сложно сказать, какие из перечисленных факторов готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых качеств может привести к сложностям. Родители могут помочь начинающего школьнику, если будет верно определена причина его трудностей. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода.
Устойчивое положительное отношение к школьному обучению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Родители окажут большую помощь воспитателям, учителям, школе в целом, а в первую очередь своим детям, если будут формировать у будущего школьника только положительное отношение к учебе и школе, поощрять желание учиться.