Сегодня я хочу вместе с вами рассмотреть практические аспекты системы развития профмастерства педагогов дошкольной организации.
Слайд 1. И если бы мне пришлось самой создавать такую систему, то проект носил бы название «Шлюпка». Яркий и понятный образ.
Почему «шлюпка»? (слайд – определение из словаря)
Шлюпка – штатное коллективное спасательное плавсредство корабля, предназначенное для транспортирования и других нужд.
Слайд 2. Представим себе, что детский сад – это большой корабль, со своей командой. В команде периодически происходят замены, кто-то покидает судно и навсегда остается на берегу, а кто-то движется дальше, достигая вершин. Каждый корабль снабжен собственным, штатным плавсредством – шлюпкой. В нашем случае, это методическая служба: ст.воспитатель, зам.зав.по УВР, педагог-психолог, воспитатели, т.е. те, кто по Положению, входит в состав методической службы ДОУ. Чтобы шлюпку удержать на плаву мало одного человека. Нужна команда. И в определении есть слово – «коллективное плавсредство». Для чего нужна шлюпка? Чтобы доставить, спасти, помочь, остаться на плаву, в случае проблем, улучшить свое положение. Методическая служба призвана осуществлять все те же функции.
Но даже, если у вас нет методической службы, а есть один ст.воспитатель, то вся работа ложится в основном на него и об этом говорит его должностная инструкция. Он несет ответственность всю команду: за ее рост, профессиональное мастерство, квалификацию. И если его действия в этом направлении связаны одно с другим и образуют определенную целостность, можно говорить о выстроенной системе.
Слайд 3. Что же может включать в себя система непрерывного образования и повышения профессионального мастерства педагогов в дошкольной организации? Для меня она начинается с мониторинга, определения, анализа ситуации. Из всех форм мне наиболее близка – беседа и наблюдение. Я разговариваю с педагогами, задаю не всегда удобные вопросы, прихожу и наблюдаю за их деятельностью. Когда проблемные места определены, наступает этап дифференциации педагогов по степени профессионального мастерства, а затем, этап подбора форм методической работы с ними. Результативность, выявление удачного опыта или затруднений помогает оценить этап рефлексии (этап анализа). Он, в свою очередь может дать старт новому мониторингу.
Слайд 4. Ненадолго остановлюсь на формах методической работы и перейду к практическому аспекту. Предлагаю просто попробовать перечислить эти формы, опираясь на предложенную классификацию.
(обсуждение)
Благодарю за вашу открытость и доступность. Смотрите, мы легко смогли понять кто настоящий наставник, а кому требуется помощь.
Слайд 5. Перейдем к практическому опыту. Готовясь к совещанию, я провела опрос и задала большому количеству наших коллег вопросы, что они считают самыми проблемными местами и что требует особого внимания в плане совершенствования.
И оказалось, что педагоги-психологи, в большинстве своем, отмечают проблему отсутствия эмпатии (как составляющей части коммуникативной компетентности в вопросах понимания ребенка и родителей). Я начала поиск и остановилась на тренинговых упражнениях, которые и попрошу вас продемонстрировать.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КИОСК (скачать)
Презентация "Система развития профмастерства педагогов ДОУ" (скачать)