ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
198095, Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 4 лит. А
+7 812 2527690
dou36.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ

Сетевое сообщество: курс на детские проекты.

Авторы: Ю.О. Таланова, А.С.Платонова, И.К. Якушева, А.П.Дубкова

Только большие проблемы дают большие возможности. (Китайская мудрость)

Нормативные документы. Ожидания и требования родителей. Знания и опыт педагогов. Дети – жители будущего. Как объединить эти данности? На помощь приходит метод проектной деятельности.

 

Преимущества проектной деятельности очевидны, так как она предполагает совокупность использования исследовательских, поисковых, проблемных методов, инновационных технологий, творческих по своей сути, способствует формированию интегративных качеств ребенка[1], позволяет учесть особенности и включить семью в непосредственную образовательную деятельность, а главное, она «слышит» ребенка, способствует самостоятельно пробовать и находить решения.

 Однако, при всей широте метода проектов, ключевой остается проблема роли педагога. По-прежнему ведущей в дошкольных учреждениях сохраняется образовательная деятельность, где главная роль за педагогом, дети же лишь пассивные участники, где нет места ребенку – фантазеру, экспериментатору, активно познающему мир и задающему «не те вопросы». С одной стороны – на педагога влияет его собственное воспитание, основанное на «педагогике прошлого опыта», с другой – мешают недостаточная или недостоверная информация о проектной деятельности.

Идея создания сетевого сообщества заключается в разноплановой организации взаимодействия педагогов, объединенных единой темой – использование проектной деятельности (схема1)

.

Почему мы говорим о сети и сообществе

            Сеть понимается нами как распространяемое взаимодействие. Чем шире взаимодействие, тем с большим количеством идей мы можем делиться, обобщая опыт. Сетевое взаимодействие определяет ряд условий[2]:

1. Возможность совместной деятельности участников сети
2. Общее информационное пространство
            Педагогическое сообщество формируют разные педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, инструктора физической культуры, педагоги-психологи, учителя-логопеды, руководители ДОУ – старшие воспитатели, заместители заведующего по учебно-воспитательной работе, преподаватели педагогических ВУЗов, училищ, и др.), возможно даже представители родительской и социальной общественности и т.д.) из  разных образовательных учреждений (района, города, страны).

            Организация взаимодействия

            В рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Познавательно-речевое развитие дошкольника через метод проекта» на базе ГБДОУ детского сада №36 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга была создана творческая группа «Проектная деятельность». Это практикоориентированные ежемесячные семинары и открытые мероприятия, направленные на повышение квалификации, обобщение и распространение опыта педагогов. Надо отметить, что изначально ставка делалась на педагогов Кировского района, но фактически встречи группы регулярно посещают педагоги Адмиралтейского, Выборгского, Центрального районов Санкт-Петербурга, преподаватели педагогических ВУЗов, что только подтверждает актуальность затронутой темы.  ГБДОУ детский сад №36 ходатайствовал о выделении интернет пространства для построения сайта «Детские проекты», который должен был стать результатом сотворчества педагогов творческой группы, перед Центром информационной культуры Кировского района.

Структура сайта

            Выявленные проблемы: разрозненные знания и представления о проектной деятельности, отсутствие единого ресурса, где были бы собраны справочные и нормативные документы, варианты планирования, графические шаблоны (схемы, структуры, модели), практические примеры проведенных проектов, продиктовали необходимость сбора, анализа и систематизацию имеющейся информации. Специально созданный сайт о проектах стал решением не только этих, но и многих других проблем, в том числе проблемы сотрудничества и преломления опыта. Ведь целевая аудитория сайта не ограничивается рамками Кировского района Санкт-Петербурга. Возможность дистанционно обсудить, задать вопросы, услышать совет, а в дальнейшем самостоятельно сделать и получить конструктивную оценку коллег – это не просто важно, это необходимо современному педагогу. Материалы сайта могут использоваться целым блоком (например: готовые презентации о проведенных проектах), так и точечно (например: как поставить проблему в проекте, как организовать планирование и т.д.). Сайт – это еще и дополнительная возможность опубликовать свой опыт работы на тематическом интернет - ресурсе, как важный этап подготовки к аттестации.

            В структуре сайта следующие разделы:

  • отражающие этапы проектной деятельности (постановка проблемы, планирование,  поиск информации, продукт, презентация);
  • копилка готовых проектов для каждой возрастной группы;
  • библиотека, включающая  литературу, нормативные документы, интернет -публикации, статьи из различных сборников по теме;
  • раздел справочных материалов;
  • блог творческой группы;
  • форум и гостевая книга;
  • фотогалерея;
  • раздел отправки материалов на публикацию;
  • контактная информация и обратная связь.

            В настоящее время ведется работа по наполнению сайта. Планируется информировать и привлекать не только дошкольных работников, но и выделить блог для учителей школ. Таким образом, сайт частично решит проблему преемственности между дошкольным и школьным этапом жизни детей. Приглашаем всех заинтересованных коллег принять в этом участие. 

Структура проведения встреч творческой группы

            Работа творческой группы строится по определенному плану. Каждая встреча проходит в разрезе мини-проектов, в которых созданная проблемная ситуация позволяет отразить тему и определить цель встречи. Все встречи четко структурированы:

- вступительный этап включает в себя  погружение в тему,  постановку проблемы.  Теоретические аспекты, освещенные  на данном этапе, позволят коллегам  ориентироваться в вопросах темы.

- Деятельностный этап встречи направлен на решение поставленной ранее проблемы. Здесь  используются различные формы работы с кадрами, как широко известные, так и нетрадиционные (мозговой штурм, поиск и работа с текстом, деловая игра, игровое сюжетное взаимодействие, SWOT- анализ, кейс-метод, «морской бой» и др.). Использование разноплановых тренингов, в том числе коммуникативных, поможет наладить активное диалогическое взаимодействие друг с другом.  Тренинги дарят наглядный образ, полученный в результате работы над собой. Проживая и пропуская через себя творчество, фантазию, игру педагог способен увидеть в себе ребенка и провести анализ ситуаций взаимодействия с детьми. Для некоторых педагогов тренинги интересны еще и тем, что их можно использовать в совместной деятельности с детьми (например: тренинги К.Фопеля, М.Кипниса, С. Гиппиус)

- Заключительный, итоговый этап предполагает обмен опытом (презентации проведенных проектов с детьми) и рефлексию (анкеты, интернет голосование, обмен мнениями).

Оценка рисков

Проанализировав ситуацию, мы отмечаем существование некоторых серьезных, но преодолимых рисков организации взаимодействия сетевого сообщества:

  • неправильное использование и толкование материала огромного информационного поля проектной деятельности;
  • проблема авторских прав (особенно касаемо размещенного опыта на страницах сайта «Детские проекты»)
  • готовность педагогов (внутренняя мотивация и готовность к обмену опытом, компьютерная грамотность)

Выводы

            Оценить эффективность сетевого сообщества можно по результатам встреч. Важно, чтобы:

- сетевое сообщество было однородным. Это общество единомышленников (движение в одинаковом русле, настрой на творческую работу, заинтересованность);

- отсутствие «случайных людей»;

- постоянный состав участников творческой группы;

- одинаковая структура всех встреч;

- готовность участников к обсуждению на форуме сайта «Детские проекты».

            Закончить статью хотелось бы цитатами, отражающими идею создания педагогического сообщества: «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример» (А.Эйнштейн) и «Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали» (Дж. Болдуин).

Использованные ресурсы:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  2. Сайт «Детские проекты» 
  3. Кипнис М. Апельсиновый тренинг. 2009
  4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. 2003.
  5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967.

Адамский А. Модель сетевого взаимодействия. -    http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm

Использование персональных данных осуществляется с согласия субъектов персональных данных, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ/ ред. 21.07.2014г. "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2015г.)

Политика конфиденциальности персональных данных ГБДОУ детского сада № 36 (скачать)

© 2024. Все права защищены. .