Детский мюзикл
как форма непосредственной образовательной деятельности
Юферева Е.В., музыкальный руководитель,
Сажина А.П., воспитатель,
Якушева И.К., заведующий,
Таланова Ю.О., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 36 комбинированного вида Кировского района СПб
«Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить…»
Шарль Азнавур.
В XXI веке становится понятным, что реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей, начиная с дошкольного этапа образования. В современном мире ребенок учится быть готовым к максимально эффективному использованию своих способностей, применению знаний и умений в нестандартных условиях, умению быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, в науке, технике и искусстве. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играет музыкальный руководитель детского сада. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью. Классическое музыкальное занятие состоит из: музыкально - ритмических движений; распевание и пение; слушание музыки; развитие чувства ритма; музыкальная игра (хороводы, танцы), творческие задания. Стандартная функция музыкального руководителя в ДОУ зачастую сводится к подготовке музыкальных мероприятий (праздники), запланированных в плане учреждения. Иногда на развитие музыкальных способностей и творчество не остается времени.
Таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей. Родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как нетрадиционную форму организации деятельности дошкольников.
Мю́зикл (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. (Википедия).
В процессе подготовки детского мюзикла используются различные виды музыкальной деятельности, тем самым не нарушается основная структура музыкального занятия. Но принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
При постановке мюзикла ведется работа с детьми в 3 направлениях:
- музыкальное направление: включающее в себя вокально-хоровые занятия:
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формируют полётный звук, певческое дыхание, интонацию, дикцию, звуковое туше, использование певческих регистров, певческой форманты и т.д.
- театральное направление: сценическая речь и актерское мастерство:
- развитие творческого воображения, фантазии;
- распределение внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, выработка классического произношения звуков,
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене и т. д.
- танцевальное направление:
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
В детском саду № 36 комбинированного вида с 2012 года ведется опытно- экспериментальная работа по теме: «Познавательно - речевое развитие дошкольника через метод проекта». Мюзикл рассматривается нами и используется как форма музыкального проекта с детьми дошкольного возраста.
Во время работы над мюзиклом, педагог создает условия для развития творческой активности детей, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
В ходе музыкального проекта (мюзикла) мы используем виды деятельности: беседы на тему постановки, экскурсии на музыкальные спектакли, за кулисы, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев представления, участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок.
В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ, проявить импровизацию. Вспомним, что, по мнению выдающегося детского психолога Л. С. Выготского, игра содержит в себе все тенденции развития ребенка в будущем. Идет развитие познавательной сферы: восприятия, памяти, образного мышления. Развитие эмоционально-волевой сферы: умения управлять собой, саморегуляции, чувственного фона, воли. Ребенок учится соотносить свои желания с ролью в игре и ее правилами. Развивается самооценка ребенка, появляются зачатки рефлексии (самопознания, самоотражения) на позициях «Я - настоящий» и «Я - игровой».
Участие в· мюзиклах ребенка именно как участника проекта, а не как пассивного зрителя, способствует с психологической точки зрения развитию его коммуникации - он учится взаимодействовать как с педагогом, так и с другими участниками мюзикла, преодолевает страх перед публичным выступлением. Совершенствуется речь: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль ставит· перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего берутся из известных литературных произведений (сказки). Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения очаровывают их. Мюзикл соединяет сказку, музыку и театрализацию.
Использование музыкальных произведений способствует расширению эмоционального словаря ребенка. Значимость выражения эмоциональных проявлений через движение состоит в том, что начинается знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Как известно, человек запоминает наиболее эмоционально окрашенные моменты своей жизни. Использование музыки в детской практике благотворно отражается на развитии памяти ребенка. Также важно отметить позитивный игровой настрой, который возникает в мюзикле, дети более активно принимают участие в мероприятиях связанных с игровой, веселой, захватывающей деятельностью, чем однообразной и скучной.
Участие в мюзикле позволяет обеспечить каждому ребенку не только право, но и реальную возможность выбора роли в постановке. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия. Кроме того в ходе музыкального проекта, у любого ребенка есть возможность проявить себя и как художник и как режиссер…
Также стоит отметить, что в процессе подготовки к мюзиклу развивается и совершенствуется мастерство педагога, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога. Музыкальный руководитель при подготовке постановке мюзикла тесно взаимодействует с воспитателями, учителями – логопедами и с другими педагогами дополнительного образования.
Некоторые логопедические технологии основаны на том, чтобы ребенок не проговаривал, а пропевал слова. Поэтому мы успешно используем мюзикл как форму музыкального проекта не только в общеразвивающих группах, но и логопедических.
Завершить нашу статью нам бы хотелось цитатой Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». По нашему мнению, детский мюзикл содержит все эти компоненты.
Литература:
1. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика».
2. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BB
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, № 6.
4. Кирнарская Д.К. «10 причин учить ребенка музыке».
5. Мерзлякова С.И.«Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
6. Радынова О.П.. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
7. Радынова.О.П.«Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
8. Сорокина Н.А.«Театр, творчество, дети».