Автор: Минатулаева А.Г.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.
Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого. Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга. Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.
Упражнения выполняются от простых к сложным. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ. Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
«Лягушечка» - «Хоботок» Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка «Заборчик» Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!
«Лопаточка» - «Иголочка» Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.
«Качели» Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
«Часики» Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.
«Горка» Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
«Чашечка» Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
«Вкусное варенье» Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху - вниз.
«Лошадка» Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.
«Грибок» Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
«Барабан» Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».
«Чистим зубки» Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.