Белковская Н.В., учитель-логопед,
Монахова А.Г., учитель-логопед,
Крылова Т.А.,учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад №36 Кировского района,
Санкт-Петербург
Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает интеграцию как ведущий принцип реализации образовательного содержания. Интеграция легко вписывается в систему проектной деятельности. Интегрируется деятельность всех участников педагогического процесса: логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, детей и родителей. Интегрируются разные виды деятельности, способы познания, формы совместной деятельности педагога и ребенка, различные образовательные области.
Примером такой интеграции стал проект «В гостях у детских писателей», который проходил в четырёх логопедических группах нашего дошкольного учреждения. Тема проекта была выбрана не случайно.
Актуальность
В настоящее время интерес к чтению книги значительно снижается. По статистике, в 1976 году 70% родителей читали детям вслух В спецпроекте Аналитического центра НАФИ "Дети и книги" – 2022… – 34% родителей читают детям книги редко, 5% не читают детям совсем.. В логопедических группах детского сада мы провели опрос родителей о том, как часто они читают детям вслух, и интервьюировали детей на знание ими стихов классиков детской литературы К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова.
Почему мы обратились к творчеству А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака?
Эти удивительные люди – писатели, поэты, переводчики, литературоведы – всю свою жизнь посвятили детям.
Дети знакомятся со стихами этих поэтов в раннем возрасте. Стиль стихов очень легкий, они легко запоминаются, вызывают яркие образы, развивают творческое воображение, несут воспитательную функцию.
По итогам опроса мы выяснили, что большинство родителей не читают детям вслух, заменяют чтение компьютерными играми, просмотром современных мультипликационных фильмов. В результате дети не знают произведения детских писателей.
Сейчас интерес к стихам этих поэтов ослабевает. Родители часто заменяют чтение книг мультфильмами, компьютерными играми. Мы заметили, что дети не знают известных произведений.
Вид проекта:
Коллективный
Познавательно-творческий
Продолжительность проекта:
Средней продолжительности
Цели проекта:
Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Развитие творческих способностей ребёнка.
Участники проекта и их функции.
Учитель-логопед – планирует и координирует деятельность по подготовке и осуществлению проекта; подбирает речевой материал, игры с использованием ИКТ (ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
Воспитатели - осуществляют непосредственную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами проекта; читают произведения детских писателей: К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова; привлекают родителей к осуществлению проекта; организуют развивающую среду в соответствии с темой проекта; оформляют выставки книг, детских работ.
Старший воспитатель – оказывает методическую помощь в подготовке и осуществлении проекта.
Музыкальный руководитель– осуществляет подбор и разучивание песен на стихи этих авторов. Использует на занятиях распевки, музыкально- ритмические упражнения в соответствии с темой проекта.
Педагог-психолог – проводит игру по коррекции страха темноты («Краденоесолнце» К. И. Чуковского), знакомит детей с эмоциональным состоянием с использованием сказок и стихов («Федорино горе» К.И. Чуковского, «Дело было в январе» А. Л. Барто).
Родители - читают дома детям сказки, разучивают стихи, готовят маски, атрибуты к играм и драматизациям, участвуют в создании альбома детской речи «От пяти до семи», собирают экспонаты для мини-музея.
Планируемый результат:
Дети знакомятся с творчеством детских писателей, получают опыт коллективной деятельности, у них формируется читательский интерес, расширяется активный словарь, развиваются грамматический строй и связная речь.
Происходит развитие творческой активности и социализация личности ребёнка.
Формируется активное, плодотворное взаимодействие между родителями, педагогами и детьми.
План реализации проекта
Подготовительный этап. Мероприятия:
Определение содержания и действий по реализации проекта.
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
Составление памятки для родителей «Читаем книги детских писателей всей семьей» (К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова).
Обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта.
Ответственные: учителя – логопеды, воспитатели, старший воспитатель.
Основной этап. Мероприятия и ответственные:
Выставка книг А. Л. Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского.
Маски, атрибуты для драматизации сказок (воспитатель, родители).
Игрушки-персонажи и атрибуты для настольного театра (воспитатель, родители).
Выставка детских рисунков и поделок (воспитатель, родители).
Альбомы с загадками и стихами (воспитатель, родители).
Подборка диафильмов и мультфильмов (учитель-логопед, воспитатель).
Оформление стенда для родителей (учитель-логопед).
Создание мини-музея «Бюро находок» (учитель-логопед).
Экскурсия в библиотеку (воспитатель, учитель-логопед).
Консультация для родителей по теме «Путь в страну книг» (учитель-логопед)
Составление альбома детской речи «От пяти до семи» (учитель-логопед, воспитатель, родители).
Викторины по книгам К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто,
С.В. Михалкова (учитель-логопед, воспитатели).
Музыкальные драматизации сказок «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» (музыкальный руководитель).
Настольный театр «Путаница» ( воспитатель).
Конкурс чтецов (учитель-логопед).
Инсценировки: «Дело было в январе» А.Л. Барто, «Кошкин дом» С.Я. Маршака
(учитель-логопед).
Изготовление книжки-малышки (воспитатель).
Игры по коррекции эмоционального состояния (психолог)
Мини-музей "Бюро находок |
Выставка детских рисунков
|
Поделки детей |
Игры по коррекции эмоционального состояния |
Выставки книг |
Заключительный этап, мероприятия, ответственные:
Итоговый конкурс лучших чтецов «Я люблю стихи» (учителя-логопеды).
Подведение итогов конкурса «Самая читающая семья» (воспитатели ).
Презентация альбома речи детей «От пяти до семи» (воспитатели).
Итоговое мероприятие - праздник «В гостях у детских писателей» (ответственные: учителя – логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель).
С. Михалков."Прививка" | "Сказка о глупом мышонке" |
А. Барто "Младший брат" |
Подведение итогов проекта
В результате проекта «В гостях у детских писателей» у детей появился интерес к художественным произведениям, возникло желание самостоятельно читать книжки из мини-библиотеки, созданной с помощью родителей. Дети поняли, что такое стихотворение, полюбили стихи, стали легко запоминать, выразительно и четко читать их; узнали, что по произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака поставлены детские спектакли, сняты мультфильмы, художественные фильмы.
Родители проявили большой интерес и активность в подготовке и проведении проекта, прочитали детям много произведений. Папы под руководством музыкального педагога выучили танец со своими дочками под песню «Маленькая дочка» на стихи С. Михалкова и представили его в «Литературной гостиной».
Осмысливая результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна в логопедической группе. Общее недоразвитие речи зачастую влечет за собой нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных черт ребенка. Работать над коррекцией этих нарушений в комплексе позволяет метод проектов. Это возможность для родителей сотрудничать с детьми как с равноправными партнерами.
Проект «В гостях у детских писателей» помог нам вовлечь родителей и детей в процесс общения с книгой, что важно для становления личности ребёнка, формирования нравственных понятий, развития творческих способностей детей.