Автор: Кривицкая Е.А.
Одним из наиболее трудных моментов в процессе освоения ребенком повествовательной речи является необходимость связывать отдельные фрагменты рассказа логически и излагать их в соответствии с временной последовательностью описываемых событий. Проблемы связаны не только с недостаточным развитием у ребенка навыков программирования речевых высказываний, но и незрелостью его мышления.
Развить необходимые навыки помогает составление рассказов по сериям картинок или по картинке. При этом задачей ребенка является осмысление фрагментов события, представленных на отдельных картинках, и объединение их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев. Чем больше картинок входит в серию, тем труднее задача. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, ребенок учится логически организовывать свое повествование и согласовывать его с изображенным на картинках.
Сначала выполняем задания по составлению рассказа по серии картинок. Для этого:
o рассмотрите с ребенком все сюжетные картинки, иллюстрирующие будущий рассказ;
o составьте по каждой картинке несколько грамматически правильно построенных полных предложений, используя наводящие вопросы;
o глядя на картинки, повторите с ребенком все предложения, последовательно составляя из них рассказ;
o предложите ребенку еще раз повторить получившийся рассказ, обращая внимание на то, чтобы в речи ребенка не было повторов.
Когда ребенок научится составлять грамматически правильные сложные предложения по серии сюжетных картинок, а затем объединять их в один рассказ, не нарушая логической последовательности, надо перейти к новому этапу работы – составлению рассказа по картинке. Для этого:
o рассмотрите вместе с ребенком рисунок, перечислив, кто нарисован на картинке;
o учите ребенка отвечать на предложенные вопросы полными грамматически правильными предложениями;
o прочитав ребенку начало рассказа, пофантазируйте с ним, что может произойти дальше;
o помогайте ребенку использовать в своих ответах больше прилагательных, которые обогащают нашу речь;
o составьте рассказ по этой картинке, используя предложенное начало;
o предложите ребенку еще раз повторить получившийся рассказ, обращая внимание на то, чтобы в речи ребенка не было повторов.
Этот вид работы поможет вашему ребенку в развитии умения писать сочинения в школьном возрасте.