Автор: Монахова А.Г.
«Скоро в школу» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если ребенок идет в школу первый раз, то тем более... Родители начинают думать:
- готов ли мой ребенок?
- хватит ли ему усидчивости?
- что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
- как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?
- обучать ли ребенка чтению?
- в какую школу его отдать?
- какую учебную программу выбрать?
- Обнаружив, что ребенок чего-то не может, начинать искать:
- экспресс - студии по подготовке к школе,
- группы по подготовке,
- курсы по ...и т.п.
Обычно родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители успокаиваются. Научат. Значит, «наш» не хуже других будет. А у ребенка начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все - «экспресс» и совсем нет игры и где для всех все одинаково и неинтересно. Родитель срывается на ребенка - ребенок замыкается и - «ненавидит» идти в школу...
Что же делать?
Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».
- Посмотрите на своего ребенка со стороны.
- Почитайте умные книги.
- Поиграть с ребенком в умные игры.
- Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.
- Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
- расскажите о школе, поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками, учителями.
- вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
- постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, первые положительные оценки (где и за что).
- постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
- Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах флоксов, роз.
- Постарайтесь дать понять ребенку следующее :
«ЕСЛИ ТЕБЕ ВДРУГ БУДЕТ ТРУДНО, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙМУ, И МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ ТРУДНОСТЯМИ»
- Для ребенка «первый раз - в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут- тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?
- Кто поможет нашему Ребенку? Только мы родные люди.
- Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день).
- Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его обучение.
Обратите внимание
- К школе ребенка нужно готовить с рождения, тогда не будет паники перед школой.
- Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно ее читать.
- Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры (игры Никитина Б., В. Красноухова, азбуки, таблицы, домино, конструкторы и др.). Они универсальны и развивают умения и навыки, качества, которые необходимы в школе.
- Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
- Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
- Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.
- Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».
- Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказываться самому ребенку и внимательно его слушаете - это еще один «плюс». Развивается любознательность, речь, умение слушать и пр.
- Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения и многого другого.
- Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.
- Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
- Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуйте созданию более доверительных и добрых отношений между вами.
- Если Ваш ребенок с удовольствием заботиться о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына и отца.
- Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
- Если Ваш ребенок стремиться в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...
- Все это и многое- многое другое - слагаемые успешного обучения в школе.
Старайтесь:
- обойтись без «не»: не трогай - разобьешь, не делай - не получиться, не беги - упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.
- обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, а сегодня уже три. Молодец!»
- не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присутствии. Это только, кажется, что он чем - то занят и ничего не слышит.
- не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии
- не принимать буквально все то, что написано в тетрадях для подготовки к школе: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься…