УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!
ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ СКОРО ПОЙТИ В ШКОЛУ?
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.
На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:
- Узнавание неречевых знаков
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
- Различение слов, близких по звуковому составу
- Дифференциация слогов
- Дифференциация фонем
Упражнения.
1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—так батон—бутон –бетон
бык—бак—бок будка—дудка—утка
дам—дом—дым нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава ко м—ко м—к от—ко м
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт минута—монета - минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом
лимон—вагон—кот—бутон мак—бак—веник—рак совок—гном—-венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка
ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—потоки т.п
4. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та – та – та па – па – па ка – ка – ка фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Аналогично с другими согласными звуками
5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па ка—на—па фа—ха—кА ба—да—га ма—на— ва
па – кА – та га – ба – да кА – фа – ха ва – мА – на
То же с гласными О, У, Ы.
6. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
па— пя та – тя ма— мя ва— вя ба – бя да – дя фа – фя
по — пё то – тё мо— мё во— вё бо – бё до – дё фо – фё
пу — пю ту – тю му — мю ву — вю бу – бю ду – дю фу – фю
пы — пи ты – ти мы — ми вы — ви бы – би ды – ди фы – фи
7. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
па—тпа на—пна та—пта ка—фка
фа—тфа ка—тка та—фта ка—пка
ма—кма та—кта на—фна на—кна
8. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
пта—тпа кта—тка фта - тфа
пка—кпа фка—кфа хта – тха
фпа—пфа гда—дга вба – бва
9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—пты кта—кто—кту—кты фта—фто—фту—фты
тпа—тпо—тпу—тпы тма—тмо—тму—тмы кна—кно—кну—кны
фка—фко—фку—фкы пна—пно—пну—пны
Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.