ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
198095, Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д. 4 лит. А
+7 812 2527690
dou36.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ

УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ СКОРО ПОЙТИ В ШКОЛУ?

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.

        Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

        Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

 

         Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

         Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

         На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

  1. Узнавание неречевых знаков
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Дифференциация слогов
  5. Дифференциация фонем

                                            Упражнения.

1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова в названном порядке:    

мак—бак—так                     моток—каток—поток

ток—тук—так                      батон—бутон –бетон    

бык—бак—бок                     будка—дудка—утка

дам—дом—дым                   нитка—ватка—ветка    

ком—дом—гном                   клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

 

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

канава—канава—какао—канава                       ко м—ко м—к от—ко м

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок               будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт                           минута—монета - минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет                      билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

 

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан                                      сом—ком—индюк—дом            

лимон—вагон—кот—бутон                          мак—бак—веник—рак       совок—гном—-венок—каток                          пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка                       каток—дом—моток—потоки т.п  

 

4. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та       па – па – па          ка – ка – ка           фа – фа – фа                         

Та – та – та        па – па – па         кА – кА – кА         фа – фа – фа      

Та – та – та          па – па – па         кА – кА – кА         фа – фа – фа      

Аналогично с другими согласными звуками

 

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па               ка—на—па             фа—ха—кА         ба—да—га           ма—на— ва  

па – кА – та            га – ба – да              кА – фа – ха         ва – мА – на              

То же с гласными О, У, Ы.

 

6. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по мягкости/твердости

па— пя           та – тя           ма— мя             ва— вя         ба – бя         да – дя         фа – фя                      

по — пё          то – тё          мо— мё           во— вё         бо – бё         до – дё           фо – фё

пу — пю         ту – тю           му — мю           ву — вю         бу – бю         ду – дю         фу – фю            

пы — пи               ты – ти          мы — ми           вы — ви       бы – би         ды – ди           фы – фи

 

7. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпа             на—пна           та—пта            ка—фка

фа—тфа             ка—тка           та—фта             ка—пка

 ма—кма           та—кта           на—фна             на—кна

 

8. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

    пта—тпа                 кта—тка           фта - тфа

    пка—кпа               фка—кфа         хта – тха

     фпа—пфа              гда—дга           вба – бва

 

9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечени­ем двух согласных звуков и разными гласными:

     пта—пто—пту—пты         кта—кто—кту—кты                фта—фто—фту—фты 

     тпа—тпо—тпу—тпы         тма—тмо—тму—тмы              кна—кно—кну—кны

     фка—фко—фку—фкы       пна—пно—пну—пны

 

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения со­гласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слого­вой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

Использование персональных данных осуществляется с согласия субъектов персональных данных, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ/ ред. 21.07.2014г. "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2015г.)

Политика конфиденциальности персональных данных ГБДОУ детского сада № 36 (скачать)

© 2024. Все права защищены. .