«Постановка проблемы в проектах или как правильно «раздуть» проблему»
Девизом встречи была китайская мудрость: «Только большие проблемы дают большие возможности», так как правильно сформулированный вопрос (проблема) дает возможность идти вперед.
Были проведены тренинги, которые помогали воспитателям отработать навыки понимания проблемы через призму восприятия ребенка («глазами детей»).
Форма проведения – Практикоориентированная встреча, включающая тренинги, формирование навыков работы с информационным текстом и мозговой штурм.
Задачи: сплочение коллектива участников; развитие умений формулировать вопрос (проблему) проекта.
За основу встречи была положена цитата из сказочной истории П. Трэвелс «Мэри Поппинс»: «Не забудьте: шарик шарику рознь! Выбирайте, не спешите!
Иной возьмёт не тот шарик — и вся жизнь у него пойдёт кувырком! …Для каждого человека на свете есть подходящий шарик, лишь бы он умел его выбрать!».
Погружение в сказочный сюжет способствовало созданию определённой атмосферы игры, где, включив фантазию и воображение, легко вообразить себе, что «воздушный шарик - это проблема, которая может окрасить всю вашу жизнь в разные цвета; она может оказаться лёгкой, пустой или наполненной, её легко можно раздуть, отпустить, или просто забыв о ней, лопнуть...».
Стереотипы педагогического поведения формируются достаточно прочно. Один из них – считать своё мнение единственным правильным, а свою цель – приоритетной. Пересмотреть подходы к планированию работы с детьми, ввести проектную деятельность, когда основной приоритет - мнение ребёнка (или его вопрос, или его желание поделиться, узнать что-то) оказывается не просто.
Сломать стереотипы или трансформировать их в «детское» русло помогли авторские тренинги. На второй встрече были использованы два тренинга.
Первый тренинг «Раздуй свою проблему». Было предложено достать из мешочка разные по цвету, величине лоскутки ткани и разрезать их таким образом, чтобы обозначить свою проблему.
Все очень потрудились: у кого-то проблема была длиной, длиной, у кого-то короткой, поделённой на десяток кусочков, у кого-то бантиком и т.д. После этого было предложено связать все проблемы - лоскутки участников между собой, показывая таким образом взаимосвязь друг с другом, подтверждая, что каждый может помочь другому в решении его проблем. В итоге получилась одна большая раздутая проблема, которая была обозначена на полу большим лоскутным овалом.
Второй тренинг «Отпусти проблему». Перед началом, при входе в зал, где проходила встреча, участникам было предложено выбрать себе воздушные шарики, которые были заготовлены организаторами встречи. Все шарики были разных цветов и внутри каждого была помещена свёрнутая записка. Далее следовала установка, что в жизни бывают не решаемые проблемы, которые просто нужно отпустить и вверх были отпущены 3 гелиевых шарика. Остальные, оставшиеся у каждого на руках воздушные шары, предложили лопнуть самим, символично решив проблему. Внутри шарика оказались цитаты о детях и детстве, что говорит о том, что решая любую проблему, мы приобретаем новый опыт, знания и умения.
Проведение тренингов помогло педагогам увидеть «проблему» глазами ребёнка и сделать для себя много интересных открытий. Девизом встречи была китайская мудрость: «Только большие проблемы дают большие возможности». Ход встречи фиксировал секретарь, велась фотосъёмка.
Результат второй встречи – на этой встрече мы научились правильно формулировать проблему, задавать вопросы, исходя из интересов и желаний детей.