«Рефлексия и самоанализ»
В начале встречи проводятся тренинги на снятие напряжения, сплочения и включения в работу «Бегущие огни», «Фраза по кругу».
Бегущие огни
Участники сидят в кругу, один из них говорит соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна приветствий и повторений бежит по кругу, как по трибунам. Упражнения необходимо выполнять с максимальной скоростью. Когда волна проходит полкруга, к заданию прибавляется еще один элемент, который может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится. Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее.
"Фраза по кругу" Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей. |
Педагогам было предложено договориться о теоретических понятиях, что такое педагогический самоанализ и рефлексия.
Педагогический самоанализ - «Это процесс познания, изучения педагогом состояния, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установления причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся» Л. Е. Плескач
Выделяют два вида самоанализа:
- включенный в непосредственную деятельность педагога - осуществляемый одновременно с ходом процесса обучения;
- ретроспективного типа, обращенный в прошлое, когда учитель анализирует свою прошлую деятельность.
Способы самоанализа:
- контроль,
- оценивание,
- логическое сравнение
- ранжирование.
Рефлексия (от лат. обращение назад, отражение)
«Это анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности (остановиться, оглянуться») по Ожегову:
Рефлексия - Размышление о своем внутреннем состоянии.
Рефлексия - виды
- предметная рефлексия (что я делаю?);
- процессуальная рефлексия (как я делаю?);
- ценностная рефлексия (для чего я делаю? каково мое отношение к сделанному?).
Способы рефлексии
- выдвижение гипотез,
- идеализация,
- анализ причин того или иного впечатления,
- переживания.
Рефлексия воспитуема и развиваема
- рефлексивное поведение педагога;
- поощрение рефлексивного поведения детей («Браво! Продолжай»);
- рефлексивные вопросы («Спроси себя»);
- поощрение сомнений и критики («Давайте найдем в этом обычном что-нибудь необычное»);
- полноэкранное видение явлений (объектов) («Истинна многогранна»);
- видеть за предметом его автора;
- сотрудничество и поощрение свободного выражения незнания («Я не знаю и не скрываю этого»);
- видеть за внешними проявлениями сущностное, причинное, скрытый смысл сказанного ( «Зри в корень!»)
Фразы для рефлексии
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
После теоретической части, педагогам предлагается перейти к практической деятельности и самим разработать свои варианты самоанализа.
Процедура Визитка
Участникам предлагается заранее определиться с уровнем комфортности предполагаемой задачи. Если выбран балл от 1 до 4 - ситуация максимально комфортная и располагающая. Балл от 5 до 7 – ситуация не без подвоха, но на уровне корректности. Балл от 8 до 10 может означать определит ситуацию жесткую.
Инструкция : Вам предлагается участие в мини зарисовке, которая будет фиксироваться на видео. По окончании упражнения в режиме видеоанализа будут выявлены находки и удачные ходы само презентации.
Вам предлагается выйти в круг, сесть на стул в центре и произнести следующие фразы.
Для тех, кто выбрал баллы от 1 до 4.
«Здравствуйте. Я хочу…»
«Мне нравится быть с Вами, потому что…»
Для тех, кто выбрал баллы от 5 до 7.
«Здравствуйте, мне сложно…»
«Мне стоит признаться в том, что я…»
Для тех, кто выбрал баллы от 8 до 10.
«Здравствуйте, мне стоит извиниться, так как я…»
«Я лучше Вас потому, что…»
Имидж при первом контакте. Что оценивается?
1. Два варианта демонстрации себя: я или подстраиваюсь под ситуацию или подстраиваю окружение под себя.
Это зависит от (в частности) психологического настроя на ситуацию успеха/ проигрыша
Это считывается по явным «замкам тревожности»:
1. руки-ноги – крест и зажатость;
2. пальцы
3. шея
4. жесты «вцепления» в нечто - опору, предмет, себя, соседа;
5. парамимика (частое кивание, например);
6. «тремор» конечностей;
7. голос («замок» гортани).
Важно: при считывании подобной информации атака будет вестись в направлении выявленных замков.
Еще: жесты руками, сцепленными в замок, автоматически интерпретируются как оправдательные…
2. Эмоциональное соответствие ситуации.
а) энергетика (недостаточная или чрезмерная, почему…)
б) расхождение эмоционального фона и содержания фразы…
в) расстановка ударений: « Я не говорил , что он взял эту вещь ».
3. Жестовое сопровождение речи . (Горбачев и Ельцин)
Кстати о жестах подчеркнутого дружелюбия. Это, в частности:
- расслабленность мимических мышц при улыбке…
- открытие незащищенных зон (я вам доверяю)…
- расслабленность силовых зон (трицепсы, плечи, кулаки)...
- жесты сексуальной энергетики: походка, частота телодвижений в дорзовентральном направлении (последнее - для интеллектуалов)…
4. Жесты дополнительной мобилизации (опора на предмет, колени при вставании и посадке…)
5. «Дирижирование» фразами – высокая частотность жестов – считывается как неуверенность или агрессия.
6. Формирование «чувства хозяина» :
- замедленный темп движений;
- тяжелый энергетический вес (еще есть легкий вес, вес с неохотой)…
- низкий тон и тембр голоса…
- организация пространства и людей под себя…
7. Мобилизационные жесты (потирание рук, например):
- способствуют наращиванию статуса;
- демонстрируют готовность сопротивляться;
- повышают чувство уверенности в себе…
8. Организация пространства :
- сначала оглядеться и устроиться на своем месте;
- затем говорить
9. Голосовые интонации : не «умирайте» в конце фразы
10. « Спина английской королевы »
11. Пауза – «Ну, … вы меня запомните…»
Что еще важно?
Взять на себя ответственность –не взять на себя вину…
Мы не обязаны быть хорошими для всех. И для себя тоже…
Далее в ходе встречи педагогам предлагается тренинг «Дерево»
Педагогам предлагаются листы с изображением: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки (без нумерации фигурок). Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Представьте, что дерево – это проектная деятельность, метод проектов. Возьмите карандаш любого цвета, с которым у Вас ассоциируется проект, и раскрасьте дерево. Возьмите карандаш любого понравившегося Вам цвета, и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас и ваше положение в проектной деятельности.
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает педагог, с положением какого человечка отождествляет свое положение. Интерпретация разработана с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов.
Выбор цветового решения – в соответствии с интерпретацией теста Люшера.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Интерпретация цвета:
- Синий – чувствует себя частью коллектива и находится в безопасности. Синий цвет представляет собой единение, тесную связь – уже с нами, уже единомышленники
- Зеленый – желают нравиться, повысить уверенность в себе.
- Серый - не является ни темным, ни светлым. Выбравшие его не желают выдавать себя и хотят оградится от всех влияний, чтобы не возбуждаться.
- Красный – стремление добиться влияния, завоевать успех, преобразовать и покорить.
- Желтый – самая яркая краска, поэтому воздействует легко и живо. Свидетельствует о желании освобождения, надежде на счастье или ожидании его.
- Фиолетовый – это смесь красного и синего – магический цвет. Желание быть околдованным, но и сам обладает колдовской силой и внушительным шармом.
- Коричневый – это затемнённый желто – красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена и приглушена, успокоена или «сломлена». Имеется повышенная потребность в отдыхе, уюте, умиротворении.
- Черный – самый темный цвет. Это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего», означает отказ, передает накопление, оборону, вытеснение раздражителей.
После проведенных тренингов были оглашены результаты общественного голосования по Конкурсу эссе.
Коллектив педагогов ГБДОУ д/с 36 показал презентацию программы «Курс на детские проекты».
Для подведения итогов встречи, участникам было предложено заполнить таблицу «Плюс – минус - интересно»
«Плюс-минус-интересно»
Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления
«П» - «плюс» |
«М» - «минус» |
«И» - «интересно» |
что понравилось |
что не понравилось |
возникшие вопросы |
Информация
|
Скучным |
Любопытные факты |
Формы работы
|
Вызвало неприязнь |
Другое |
Комплимент |
Осталось непонятным
|
Состоялось объявление победителей заочного тура (во второй тур проходят 50% участников набравших наибольшее количество голосов в первом туре).
Рефлексия. Прощание: педагоги встают в круг и вытягивают вперед руки, делая пирамиду, когда одна рука покрывает другую. При постройке пирамиды каждый, прежде чем положить свою руку, говорит пожелание-прощание всем участникам встречи. Когда все сказали по пожеланию, руки убирают, предварительно сжав в кулак, как будто забирая с собой пожелания.